Юлия Букач
Коррекционное занятие для снижения уровня агрессии у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков
Введение
Основная цель групповой коррекции агрессивных подростков —
снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Публикация «Коррекционное занятие для снижения уровня агрессии у подростков» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции должен решить
следующие задачи:
1)дать подростку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения;
2. научить подростка понимать переживания, состояния и интересы других людей;
3. выработать у подростка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции;
4. сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Выполнение данных задач дает возможность подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого и таким путем добиться более адекватной социализации
.
Занятия проводятся по четырем направлениям:
1. изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую группу;
2. участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;
3. игра;
4. релаксационные техники и техники визуализаций.
Программа рассчитана на 11-12 встреч по 2 часа.
Лучше встречаться 1-2 раза в неделю.
Психокоррекционное воздействие осуществляется в три этапа.
Этап 1. Ориентировочный
Основная задача ориентировочного этапа —
получение дополнительной информации о личностных особенностях детей, особенностях их взаимоотношений.
На 1-м этапе акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение равенства и пересечение привилегий. Здесь существуют определенные признаки.
Во-первых, водящие чувствуют направленную на них агрессию;
во-вторых, возникают спонтанные позитивные контакты между членами группы;
в-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
К данному этапу относятся занятия 1 и 2 (1-я и 2-я встречи).
2 Занятие 1
Цели.
• Знакомство участников группы друг с другом и ведущим,
• установление правил поведения в группе;
• снятие эмоционального напряжения,
• создание рабочей атмосферы.
План проведения.
1. Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы.
2. Разминка: упражнения на знакомство и синхронизацию.
3. Основная часть:
упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.
4. Обсуждение итогов занятия.
5. Ритуал прощания.
Упражнение 1. «Приветствие» — на знакомство.
Дети стоят в кругу. Ведущий называет свое имя и делает приветственный жест. Затем перебрасывает мяч одному из играющих. Подросток должен поймать мяч и назвать себя так, как ему бы хотелось, чтобы его называли в этой группе (это может быть любая приятная для подростка ласкательная, уменьшительная или другая форма его имени, или вовсе любое другое имя, и со своим приветственным жестом бросить мяч другому участнику.
На первом занятии психолог совместно с членами группы вырабатывают правила работы группы.
Правила могут быть примерно следующего содержания:
1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность
2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.
3. Конфиденциальность. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
4. Группа оказывает поддержку каждому (возможностью выслушать, добрым словом).
5. Активная работа. Каждый должен принимать активное участие во всех вариантах работы группы.
6. Правило «стоп». Любой участник может временно не принимать активного участия в работе группы, если это чрезмерно тяжело для него.
7. Обязательное присутствие. Работая в группе, участники должны посещать каждое занятие. Допускаются пропуски по «очень уважительным причинам».
Упражнение 2. «Договор» — на доверие и установление правил в группе.
Психолог предлагает внести определенность в отношения подростков в ходе занятий. Он предлагает им сформулировать общие условия, принимаемые всеми членами группы, обсудить их, а фактом принятия «подготовленного договора» станут подписи ребят.
Упражнение 3. «Шаг вперед все, кто.» — на знакомство и движение.
Ребята встают в круг, и каждый по очереди называет характеристики людей, которые могут вызвать остальных в центр круга, например: «Шаг вперед все, кто любит теплую погоду» или «Шаг вперед все, у кого карие глаза» и т. д. Упражнение помогает ребятам лучше узнать друг друга, снять эмоциональное напряжение, создать рабочую атмосферу и объединить группу общими интересами и сходствами.
Упражнение 4. «Мое личное место» — на синхронизацию.
Психолог дает подросткам инструкцию : «Ребята, начните ходить по классу в поисках такого места, которое вам больше всего нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко, не очень близкое к другим ребятам. Место, в котором ты сейчас находишься, и есть твое
3
личное место. Это твое место, и никто другой не может находиться на этом месте. Почувствуй почву под ногами. Тебе уютно здесь? Удобно? Это уютное местечко для симпатичного, хорошего, доброго
человека». Упражнение направлено также на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки учащихся. Оно помогает подростку прислушаться к своему внутреннему состоянию, к своим ощущениям и притязаниям, осознать себя и свое поведение.
Занятие 2
Цели.
• Продолжение знакомства и синхронизация группы;
• установление контактов между участниками; снятие эмоционального и телесного напряжения;
• развитие навыков совместной игры.
План проведения:
1. Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.
2. Разминка: упражнения на знакомство, синхронизацию, доверие.
3. Основная часть: упражнения на осознание себя и своего поведения, обсуждение различных ситуаций.
4. Заключительное обсуждение итогов занятия.
5. Ритуал прощания.
Упражнение 1. «Имена по кругу» — на знакомство.
Ребята встают в круг и по очереди представляются, напоминая друг другу свои имена.
Упражнение 2. «Ладушки» — на синхронизацию.
Ребята встают в круг и хлопают в ладоши по очереди или синхронно, в рифму.
создавая определенный мотив, повторяя друг за другом или дополняя друг друга.
Упражнение 3. «Жучок» — веселая, азартная игра. Она снимает первоначальную настороженность подростка.
В то же время данная игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы, эмоциональные всплески, а также уровень агрессивности подростков.
Ребята встают в шеренгу за водящим, который стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Каждый касается руки ведущего, который, в свою очередь, должен угадать того, кто дотронулся до его руки (по выражению лица, движению, поведению). Водящего выбирают с помощью считалки и водит он, пока не угадает каждого участника.
Упражнение 4. «Сиамские близнецы» — на взаимодействие.
Психолог просит ребят «разбиться» на пары и дает каждой паре определенное задание, которое они должны сделать совместно, общими усилиями, сплетясь при этом руками или плотно прислонившись друг к другу.
Это упражнение поможет подросткам познакомиться поближе, установить доверительные отношения, научиться работать в паре «рука об руку» и подстраиваться под другого человека.
Упражнение 5. «Волшебные шарики» (авт. — Я. А. Павлова) направлено на снятие эмоционального напряжения.
Подростки сидят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому подростку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».