Наталья Глотова
Цикл коррекционно-развивающих занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты коррекционнно-развивающих занятий.
Когда я работала в школе для детей с ЗПР, мною была разработана и апробирована система коррекционных занятий, которая приносила хорошие результаты.
Этот материал можно использовать для занятий в старшей и подготовительной группах, применив его в игровых ситуациях.
Тема: «Цвета».
Цели:
Публикация «Цикл коррекционно-развивающих занятий» размещена в разделах
- Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на
формирование умений распознавать цвета предметов.
- Коррекция памяти на основе упражнений на запоминание.
- Коррекция мелкой моторики руки на основе упражнения на раскрашивание.
1. Игра «Какого цвета не стало?»
Показывается один за другим несколько флажков разного цвета, дети поочерёдно определяют их цвет. Флажки вывешиваются. Дети закрывают глаза, в это время убирается флажок. Дети должны назвать цвет убранных флажков.
2. «У кого такой цвет?»
У детей круги разных цветов. Воспитатель называет цвет, дети имеющие круг этого цвета выставляют его на доску. После того как все круги на доске, детям предлагается перечислить какого цвета круги и сосчитать их число.
3. «Дополнение».
Воспитатель называет предмет, дети должны назвать их цвет:
Листья., солнце., небо., лепестки ромашки., морковь., помидор. ,
Огурец-….
4. Загадки.
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Скатерть бела всё поле одела. (снег)
Красные лапки, длинная шея, щиплют за пятки, беги без оглядки. (гуси)
Разноцветное коромысло через реку повисло. (радуга)
Белая морковка зимой растёт. (сосулька)
Зимой белый, летом серый. (заяц)
Во лугах сестрички- золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный бархатный. (арбуз)
Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает. (воробей)
5. Итог. (Рисунок с геометрическими фигурами)
Раскрасить: прямоугольники - зелёным, треуголники- синим, овалы- жёлтым,круги- красным цветом.
Тема «Овощи».
Цели:
-Коррекция восприятия на основе упражнения в узнавании
предмета по контуру.
-Коррекция мелкой моторики руки на основе упражнения на
штриховку и лепку.
1. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки, луку полторы головки,
Да петрушки корешок, да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты капуста, от тебя в кастрюле густо.
Раз, два, три, огонь зажжён. Кочерыжка выйди вон!
-Какие овощи приготовили для щей?
2. Работа с таблицей. (Изображение контуров овощей)
Внимательно рассмотрите картинку.
-Что вы видите на картинке?
-Сколько предметов нарисовано?
-Как эти предметы можно назвать одним словом?
-Какие ещё овощи вы знаете?
-Сколько нарисовано помидор, морковок, огурцов, свёклы?
-Чего больше (меньше) нарисовано?
3. Пальчиковая гимнастика.
Капустка.
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
4. Упражнение «Штриховка».
Дети обводят овощи и штрихуют в заданном направлении.
5. Лепка овощей.
6. Итог:
Выбираются лучшие работы.
Тема: «Фрукты».
Цели:
-Коррекция восприятия на основе упражнения в узнавании
предмета по контуру.
-Коррекция мелкой моторики руки на основе упражнения на
штриховку и лепку.
-Коррекция недостатков речи на основе упражнения в
изменении слов и разучивании скороговорки.
1. Работа с таблицей. (Изображение контуров фруктов)
Угадайте, где мы были?
Были мы сегодня в молодом саду
Урожай хороший в нынешнем году.
Яблоки как сахар, груши чистый мёд.
На лиловых сливах голубой налёт.
Нас на славу угостили… Вот сегодня где мы были!
-Посмотрите внимательно на картинку.
-Что нарисовано на ней?
-Как эти предметы можно назвать одним словом?
-Какие ещё фрукты вы знаете?
-Сколько фруктов нарисовано на картинке?
-Сколько яблок? –Сколько груш?
-Чего меньше яблок или груш?
-Как сделать, чтобы яблок и груш стало поровну?
-Сколько маленьких яблок (груш? Сколько больших?
-Чего больше- больших или маленьких яблок (груш) ?
2. Игра «Один много».
Яблоко-яблоки, груша-…., слива-, вишня., абрикос-, банан-….
-Игра «Большой-маленький».
Слива-сливка, яблоко-, банан., вишня., лимон-, апельсин-….
-Игра «Весёлый счёт».
Согласование числительных и существительных.
Один (одно, два, три, четыре, пять.
Яблоко, банан, вишня, абрикос, апельсин, лимон.
3. Скороговорка.
Мальчик Илюша и девочка Луша по саду гуляют и кушают груши.
4. Упражнение «Штриховка».
Дети обводят яблоко и грушу и штрихуют в заданном направлении.
5. Лепка фруктов.
6. Итог:
Выбираются лучшие работы.
Тема: «Игрушки».
Цели:
-Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе
упражнения на классификацию.
-Коррекция слуховой памяти на основе упражнения на
запоминание.
-Коррекция мелкой моторики руки на основе упражнения на
штриховку.
-Коррекция внимания на основе упражнения на сравнение.
1. Классификация.
Зайчик, кубик, пирамидка, книга, матрёшка.
-Что лишнее? –Почему? –Как назвать одним словом остальные предметы?
2. Игра «Добавь слово»
Первый называет какую-нибудь игрушку, второй повторяет это слово и добавляет какое-либо своё. Третий повторяет первые два слова по порядку и называет своё и т. д. (дети называют игрушки).
3. Чем отличаются два клоуна?
Найти 6 отличий.
4. Пальчиковая гимнастика.
Коза и козлёнок.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
За ней козлёночек бежит колокольчик звенит.
(Указательный палец и мизинец изображают рога. На 3ю и 4ю строчки- пальцы соединены в щепотку, опущены вниз изображать позванивание колокольчиком.)
5. Упражнение «Штриховка».
Штрихование фигурки игрушки в заданном направлении.
6. Итог:
Кукла, пирамидка, кубик, матрёшка. Что это?
Тема: Грибы.
Цели:
-Коррекция восприятия на основе упражнения на узнавание
предмета по его контуру.
-Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе
упражнения на классификацию.
-Коррекция мелкой моторики руки на основе упражнения на
штриховку.
-Коррекция недостатков речи на основе упражнения на
разучивание скороговорки.
1. Работа с таблицей. (Изображение контуров грибов)
Грибочек, грибок масляный бок,
Серебряная ножка, прыгай в лукошко!
Солнце стало ниже сосен, мы едва корзину носим…
Начала спадать жара- нам домой идти пора.
Посмотрите на рисунок.
-Сколько грибов собрали ребята?
-Сколько больших? Маленьких?
-Каких грибов больше больших или маленьких?
2. Что лишнее?
Картинки: мухомор, белый гриб, лисичка, сыроежка.
Какой гриб лишний? Почему?
Дополнить каждую группу.
3. Упражнение «Штриховка».
Дети обводят фигуру гриба и штрихуют: шляпку- красным, ножку- простым карандашом.
4. Скороговорка.
У опушки две старушки брали грузди и волнушки.
5. Итог.
Опята, волнушка, лисичка, мухомор- что это?
Тема: «Растения».
Цели:
-Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе
упражнения на классификацию.
-Коррекция мелкой моторики руки на основе упражнения на
рисование.
-Коррекция речи на основе упражнения на составление
предложений.
-Коррекция зрительной и слуховой памяти, внимания на
основе упражнения на запоминание.
1. Загадки.
Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка: был цветок и нет цветка. (одуванчик)
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (берёза)
Стоят в лугах сестрички- золотой глазок, белые реснички. (ромашка)
Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
Колкую, зелёную срубим топором.
Колкая, зелёная к нам приходит в дом. (ёлка)
На зелёном шнурочке белые звоночки. (ландыш)
Эх, звоночки синий цвет с язычком, а звону нет.
После того как дети отгадают загадку, показывается картинка.
2. Кто запомнил какие отгадки мы назвали?
Выставляется ряд картинок.
Одуванчик, берёза, ёлка, осина, ландыш, ромашка, колокольчик.
3. Каким одним словом можно назвать то, что изображено на картинках?
Растения.
-На какие 2 группы можно разделить эти растения?
Деление на 2 группы.
-деревья -цветы
-Какие ещё деревья и цветы вы знаете? Дополнение к каждой группе.
4. Составление предложений.
По схемам составить предложения о деревьях и цветах.
5. Пальчиковая гимнастика.
Цветки.
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперёд-назад.
6. Нарисуй:
Внутри большого цветка постепенно уменьшающиеся цветки, а вокруг маленького- постепенно увеличивающиеся. (стараться, чтобы цветков получилось как можно больше.)