Давыдова Татьяна
Коррекционно-развивающие занятия с подростками в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия 3. «Что такое эмоции»
Цель: знакомство воспитанников с различными эмоциями.
Задачи:
1. снятие эмоционального и телесного напряжения;
2. формирование способности принимать себя такими, какими есть;
3. развивать способности понимать и выражать эмоциональные состояния себя и другого человека.
Методическое обеспечение: материал мини-лекции, инструкции к упражнениям, наглядный материал эмоций человека.
Оборудование:флипчарт, музыкальный центр, музыкальные диски, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия с подростками в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Психолог: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наши групповые занятия. Сегодня наша тема «Я в глазах других», у нас будет познавательный материал и практические упражнения. Надеюсь на вашу активность, думаю, что всем будет интересно. Начнем мы с упражнения, которое называется приветствие, оно подарит нам хорошее настроение и поможет настроиться на рабочую атмосферу.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Упражнение «Приветствие».
Ход упражнения:Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, я назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое и так до тех пор, пока каждый не поприветствует своего соседа.
3. Основной этап.
Психолог: А сейчас послушайте, я расскажу вам, что такое эмоции человека и какие бывают эмоции? Сначала просто послушайте, а потом будете задавать вопросы.
Мини-лекция. Беседа. Обсуждение. «Что такое эмоции?», «Какие бывают эмоции?»
Эмоции – субъективные психологические состояния человека, отражающиеся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции, они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Например: люди, принадлежащие к разным культурам способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния как: радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление и т. д.
Это доказывает врожденный характер эмоций и способность к их пониманию у всех живых существ. Однако не все эмоциональные выражения являются врожденными, некоторые из них приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Кроме того эмоции нужно развивать и тренировать для того, чтобы лучше понимать себя и других людей.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты. Пантомимика – выполняют функцию общения, т. е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношения к тому, что в данный момент происходит, а так же функцию воздействия – оказание определенного влияния на того, кто воспринимает его слова и жесты. Не поддаваться эмоциями, контролировать их проявления человеку помогает воля.
Волевые качества способствуют стремлению к достижению поставленных целей. Воля всегда связана с приложением усилия принятием решения и его реализацией. Воля предполагает самоограничение, сдерживание, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять свои желания и импульсы. Воля опирается на духовные ценности, нравственные идеалы и убеждения. Сопровождается отсутствием эмоционального удовольствия, но с успешным завершением дела обычно связано моральное удовлетворение (удовольствие, что ты смог это сделать). Усилия воли направлены человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть чем-то, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это характерно особенно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых.
Азарт Высокомерие Замешательство Мрачность Озорство Покорность Скорбь Трепет
Безмятежность Гнев Заносчивость Надежда Омерзение Покровительственность Скука Увлеченность
Безразличие Гордость Застенчивость Надменность Оскорбленность Порыв Смех Удивление
Беспомощность Гордыня Злорадство Напряжение Осторожность Потерянность Смущение Удовлетворенность
Бессилие Горе Злость Настороженность Отвращение Предвкушение Смятение Удовольствие
Благодарность Грусть Изумление Невозмутимость Оторопь Презрение Собранность Удрученность
Бодрость Довольство Интерес Негодование Отрешенность Пренебрежение Сожаление Умиление
Вдохновение Досада Ирония Нежность Отстраненность Пытливость Спокойствие Умиротворение
Вина Драйв Испуг Неловкость Оцепенение Радость Стеснительность Уныние
Возмущение Жалость Ликование Нетерпение Печаль Раздражение Страдание Упорство
Волнение Забота Лукавство Обескураженность Плаксивость Рассеянность Страх Царственность
Воодушевление Зависть Любование Обида Подавленность Растерянность Стремление Эйфория
Восторг Заинтересованность Любопытство Обреченность Превосходство Рьяность Стыд Экзальтация
Восхищение Заискивание Мольба Озабоченность Подозрительность Сарказм Тревога Ярость
Характеристики
Валентность
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Интенсивность
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толпы.
Психолог: все понятно? Есть вопросы?
Ребята начинают задавать вопросы.
Психолог: давайте выпишем названия эмоций, которые вы знаете.
Ребята называют названия эмоций, психолог записывает их столбиком на доске.
Психолог: молодцы, мы хорошо потрудились, а сейчас давайте поиграем, постарайтесь как можно точнее передать эмоциональное состояние вашего партнера.
Упражнение «Зеркало».
Ход упражнения:
1. Педагог-психолог, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а подростки их повторяют.
2. «Кривые зеркала». Педагог-психолог изображает одно эмоциональное состояние, а подростки – любое другое.
3. Подростки показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.
Психолог: мы закончили упражнение, сейчас у нас будет еще одно очень интересное задание. Для этого нам потребуются бумага и цветные карандаши. Вспомним сказки, нарисуем своего любимого сказочного героя, который,как вам кажется, всех больше на вас похож.
Упражнение с элементами арт-терапии «Идентичность» (сказочные герои).
Ход упражнения:Прошу вас нарисовать на листе А4 сказочного героя, с которым вы себя идентифицируете, используя краски и цветные карандаши. После окончания работы поделитесь своими рассуждениями.
Психолог: все нарисовали? А теперь, пожалуйста, расскажите, почему вы выбрали именно этого героя, чем он на вас похож?
Воспитанники делятся впечатлением.
Психолог: все мы немного устали и сейчас я предлагаю отдохнуть и расслабиться. Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте, что вы сейчас в лесу на полянке, вам спокойно, вы отдыхаете. Сейчас я включу приятную музыку.
Релаксация «Облака» (под музыку).
Сегодня мы побываем на облаках.
Представь себе тёплый летний день. Вокруг всё спокойно и тихо. Тебе тепло и уютно. (Пауза) ты лежишь на траве и смотришь вверх на проплывающие в небе облака – белые, большие, пушистые. С каждым вдохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух: сначала ты совсем низко над травой, но вдох-выдох – и ты поднимаешься всё выше и выше, к самым облакам (Пауза.) Ты поднимаешься к самому большому и пушистому, к самому замечательному облаку на небе. И вот ты уже лежишь на этом облаке. Почувствуй, как приятно парить на нём в вышине. (Пауза).
Облако даёт вам хорошую энергию, вы чувствуете себя сильными и счастливыми. Эти чувства останутся с вами на весь день. (Пауза). В любой момент, как только ты захочешь вернуться на землю, скажи об этом своему облаку, и оно медленно поплывёт вниз, всё ближе и ближе к земле. И когда ты благополучно окажешься снова на земле, облако отправится снова на небо. Посмотри, как оно медленно уплывает ввысь, оно словно улыбается тебе. Улыбнись и ты ему. (Пауза). Это – твоё особенное облако, и каждый раз, когда тебе понадобиться отдохнуть, ты можешь снова позвать его. Твоё облако будет радо снова тебя встретить. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись своему облаку.
4. Рефлексия. Получение обратной связи.
Психолог: сегодня наше занятие подошло к концу, хочу всех поблагодарить за активное участие и в заключение пусть каждый из вас выскажет свое впечатление о сегодняшнем занятии :
- Что было легко;
- Какие встретились трудности;
- Что вам больше всего понравилось;
- Ваше самочувствие на данный момент.
Конспект занятия 3 «Мы такие разные»
Цель:развитие эмоциональной произвольности.
Задачи:
1. снятие эмоционального и телесного напряжения;
2. развитие представления о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением
3. развитие умения управлять своим настроением;
4. развивать способности понимать и выражать эмоциональные состояния себя и другого человека.
Методическое обеспечение: карточки с незаконченными предложениями, инструкции к играм и упражнениям.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальные диски
Ход занятия
1. Организационный момент
Психолог: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наши групповые занятия. Сегодня наша тема «Мы такие разные» У нас практическое занятие, будет много интересных упражнений и игр. Надеюсь на вашу активность, думаю, что всем понравится. Начнем мы с упражнения, приветствия.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Ритуал приветствия «Что хорошего произошло за день»
Ход упражнения:Пожалуйста вспомните вчерашний день и найдите в нем что-то хорошее. Продолжите фразу.
3. Основной этап.
Психолог: спасибо, молодцы, я вижу, что у каждого было что-то хорошее, это замечательно, я рада.
Упражнение «Зоопарк».
Ход упражнения: изобразите любое понравившееся животное, все стараются как могут, каждый – в меру своих представлений о привычках этого зверя. Задача остальных – угадать, что это за животное.
Воспитанники по очереди показывают своих животных, изображая их только при помощи жестов, мимики, используя свои представления о повадках животных.
Психолог: всем спасибо. У нас очень хорошо получилось. Посмотрите совершенно разные животные, но у них есть много общего, большинство из них живут в дикой природе, есть хищники, есть домашние животные, но все они сосуществуют вместе, приспосабливаясь к этим отношениям. Так и в мире людей, все мы разные, но нас объединяет, что все мы люди и живем на одной планете и стараемся жить в мире и согласии. И в отличие от животных у нас есть большое преимущество, что мы разумные существа и наши взаимоотношения друг с другом во многом зависят от нас.
Упражнение «Друзья не похожие на меня».
Ход упражнения:У вас у каждого наверное есть здесь друзья, или в школе, или дома, вспомните их. Какие их качества отличаются от ваших, что вам нравится, а что нет, но вы все равно с ними дружите. Почему? Поделитесь своими впечатлениями.
Воспитанники по очереди делятся своими мыслями по этому вопросу.
Психолог: мы с вами достаточно давно занимаемся вместе, многому уже научились: как правильно надо общаться? Как реагировать на ситуации и т. п. Сейчас я хочу в этом убедиться, я выпишу несколько незаконченных фраз на доске, все они относятся к тому, что в нашей жизни что-то изменилось к лучшему. Фразы: - У меня хорошо получается … Я научился … Мне нравится … Каждому нужно ее закончить.
Воспитанники делятся тем, что у них стало получаться за это время.
Психолог:следующее упражнение, которое вам особенно нравится это релаксация под музыку.
Релаксация «Водопад». Сядьте поудобнее. Расслабьтесь, закройте глаза, 2- 3 раза глубоко вдохните и выдохните, представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслаблено и приятно. Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». После этой игры стоит заняться чем – нибудь спокойным.
4. Рефлексия. Получение обратной связи.
Психолог: сегодня наше занятие подошло к концу, хочу все поблагодарить за активное участие и в заключение пусть каждый из вас выскажет свое впечатление о сегодняшнем занятии :
- Что было легко;
- Какие встретились трудности;
- Что вам больше всего понравилось;
- Ваше самочувствие на данный момент.
Конспект занятия 5 «Мы похожи»
Цель:развивать способность к рефлексии.
Задачи:
1. снятие эмоционального и телесного напряжения;
2. развитие эмоциональной произвольности, эмпатии;
3. развитие любви и уважения к себе и другим участникам группы;
4. развивать способности понимать и выражать эмоциональные состояния себя и другого человека.
Методическое обеспечение:материал – характеристика имени человека, инструкции к играм и упражнениям.
Оборудование:бумага, цветные карандаши, краски, ватман, высокий стул, корона
Ход занятия
1. Организационный момент
Психолог: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наши групповые занятия. Сегодня наша тема «Мы похожи» У нас практическое занятие, будет много интересных упражнений и игр. Надеюсь на вашу активность, думаю, что всем понравится. Начнем мы с упражнения, приветствия.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Ритуал приветствия «Мы с тобой похожи …»
Ход упражнения: вспомните нескольких друзей или одного самого близкого друга, какой он, опишите его характер, чем вы похожи с ним и что это вам дает в вашей дружбе помогает или мешает. Продолжите фразу.
Психолог: спасибо, я теперь знаю, что у вас есть друзья, вы их любите, не все друзья сейчас с вами, но вы их помните и надеетесь, что снова будете вместе. Оказывается, что ваши сходные качества характера помогают вам в отношениях, иначе говоря, просто дружить. У многих из вас с друзьями одни и те же интересы и это сближает вас еще больше. Сегодня мы будем говорить, о том что у нас с вами много общего. Что нам это дает? Можно ли в каждом человеке найти что-то общее с собой? Как это поможет общению?
3. Основной этап.
Упражнение «Волшебный стул»
Психолог проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы,при- чём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королём. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что – то хорошее о короле.
Психолог: Спасибо, все молодцы.
Игра «Кто позвал тебя».
Ход упражнения: Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Психолог подходит и дотрагивается до кого-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Психолог: «Кто позвал тебя?» Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
Психолог: всем удалось побывать в центре круга? Хорошо. Мы продолжаем наше занятие и сейчас нам понадобятся бумага и карандаши.
Упражнение «Солнышко»
Ход упражнения: Нарисуй солнышко с десятью лучами, буква «Я» в середине, а лучи лучшие свои характеристики.
Психолог:Оказывается. Какие мы все замечательные, и как это приятно. В заключении мы проведем с вами групповую работу. Нам понадобятся краски, карандаши цветные и ватман.
Упражнение «Дерево из рук»
Ход упражнения: Вы будете рисовать все вместе на одном листе ватмана. Нужно обвести свои ладони, разукрасить их так, как вам бы хотелось и сделать из них дерево.
Психолог: Посмотрим, что у вас получилось. Какое красивое дерево! У него есть ствол и ветки и листья, оно такое красочное и большое. Я рада, что все участвовали в этом занятии и для каждого нашлось свое место в виде веточек и листьев. Вы не только выполнили задание, но и проявили свою фантазию и инициативу. Молодцы. Всем спасибо.
4. Рефлексия. Получение обратной связи.
Психолог:На этом мы заканчиваем наше сегодняшнее занятие. Мы говорили о том, что все мы разные, что все мы похожи, все с этим согласились. На самом деле все мы разные, но у нас есть много общего, мы живем в мире людей и эти качества способствуют общению друг с другом, а помогает нам в этом знание эмоционального состояния человека: переживание радости или печали. Это снимает наш излишний уровень тревожности. Яхочу все поблагодарить за активное участие и пусть каждый из вас выскажет свое впечатление о сегодняшнем занятии :
- Что было легко;
- Какие встретились трудности;
- Что вам больше всего понравилось;
- Ваше самочувствие на данный момент.