Светлана Цветкова
Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия для развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.
От уровня развития сенсомоторных навыков зависит и процесс формирования речи дошкольника. Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества.
Задачи сенсомоторного развития :
Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве, путём формирования способов зрительного и тактильного обследования различных объектов;
Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.
Начинаем с подготовительного этапа.
Задача подготовительного коррекционного этапа :
– развитие тактильных и двигательных навыков у детей.
Подготовительный коррекционный этап является обязательным и включает упражнения для стимуляции изолированных движений пальцев с использованием различного рода массажа, тренажеров ( массаж с использованием различных предметов: гладких и колючих мячей, карандаша, грецких орехов, сосновых шишек, массажных валиков, прищепок, колец и др.)
Происходит отработка силы нажима пальцев: отработка действий двух пальцев (большого и указательного); отработка действий трех пальцев; одновременная отработка действий всех пальцев; отработка действия двумя руками.
В качестве тренажеров используются разнообразные приспособления, в том числе: прищепки, замочки с ключами, зажимы, резинки, пружинки, баночки с крышками, пуговицы, различные виды застежек, разнообразный бросовый материал.
Следующий корекционный этап - развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно-практической деятельности. Он является одним из наиболее важных в системе коррекционно-образовательного процесса по развитию сенсомоторики.
Все развивающие упражнения проводятся в игровой форме и не должны быть монотонными.
Итак, помочь ребенку в развитие восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными.
Зрительные игры, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д., форму, размер, длину.
Тактильные игры — это то, что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла; различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики)
Сначала обследуем предметы с помощью зрения и осязания. Затем учим обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Для этого используются такие приемы: «Чудесный мешочек» и «Волшебная муфта», «Темные очки», «Тепловые баллончики», «Волшебная коробка».
Игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать.
Двигательные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д.
Игры, направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.
Также на занятии используется чередование различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
При планировании коррекционно-развивающей деятельности, направленной на сенсомоторное развитие детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие требования:
Четкое формулирование целей коррекционных мероприятий.
Определение задач, позволяющих конкретизировать поставленные цели.
Подбор конкретных методик и техник, способствующих оптимизации достижения результатов.
Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
Определение кратности (ежедневно, один или два раза в неделю) и длительности каждого занятия (10 минут, 15 минут, 20 минут).
Планирование различных форм участия.
Модель взаимодействия педагогов
– Инструктор по физической культуре – развивает крупную моторики через упражнения и подвижные игры на занятиях, через использование корригирующей гимнастики.
– Воспитатель – развивает крупную и мелкую моторику руки, сенсорику через дидактические игры, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, упражнения для мелкой моторики руки, использование элементов сенсомоторного развития в различных обучающих занятиях.
– Родители, развивают сенсомоторику в домашних условиях через игры: дидактические, настольные, компьютерные, игры на развитие мелкой моторики (мозаика, нанизывание бус, выкладывание различных узоров из геометрических фигур, палочек).
Литература:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006г.
2. Венгер Л. А., Пилюина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка до 6 лет – М. : Просвещение, 1988г.
3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. - М. : Просвещение, 1978г.
4. Головчиц Л. А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. – М. : «Граф Пресс», 2003г.
5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006г.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения. – М. : «БУК-МАСТЕР», 1993г.
7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007г.
8. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста. – М. : «Школьная Пресса», 2004г.
9. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений по преодолению артикуляционной апраксии у детей. – М., 2015г.
10. Интернет-ресурсы