Екатерина Ганькова
Коррекционно-развивающие возможности центра речевого развития группы
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое внимание оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками, педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный центр речевого развития дошкольников. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитывается следующее: наполняемость, разнообразие материала, соответствие возрасту, доступность, системность, эстетика оформления, ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Наполняемость коррекционного центра речевого развития по лексической теме «Огород. Овощи» :
Мелкая моторика: волчки с подложками для вращения в виде овощей, емкости с горохом и фасолью (сухой бассейн, «Золушка», клубочки «Спрячь овощ», шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки по теме, ленточки.
Общие речевые навыки : вертушки разных видов, кубик с интонационными схемами, игра «Узнай овощ».
Высшие психические функции: игры «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Домино», «Цвет и форма», «Узнай по контору», «Чем мы похожи?».
Фонематический слух: игра «Соберем урожай» (дифференциация звуков)
Звукопроизношение: игры «Веселые звуки», «Магазин», «Мы вас различаем»
Языковой анализ и синтез: игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме»
Грамота: игры «Сложи слово», «Учимся читать», кроссворды, ребусы.
Лексика: игры «Овощное лото», «Парочки», «Собирай-ка», «Кто больше?»
Грамматика: игры «Погрузи урожай», «Сварим борщ»
Связная речь: иредметные и сюжетные картинки «Угадай по описанию», «Играем в профессии», «Когда это бывает?»
Материал, содержащийся в коррекционном центре речевого развития, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном центре речевого развития еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.
Весь материал, в рамках лексической темы подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Ведущей в коррекционном центре речевого развития может быть мягкая игрушка, игрушка – трансформер, кукла (обычная, би-ба-бо, марионетка).
Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы – вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.
Литература
1. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие" / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «ДетствоПресс», 2005.
3. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда. – М. : ТЦ Сфера, 2014.