Юлия Бычкова
Коррекционно-развивающие упражнения, игры
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающие упражнения, игры
Проблема трудновоспитуемости и труднообучаемости очень актуальна в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных детей или, как их принято называть, детям группы риска. Дети группы риска – это дети, не имеющие резко выраженной клиникопатологической характеристики. Однако они обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни. В последнее время наблюдается тенденция роста численности учащихся начальной школы со школьной дезадаптацией. В связи с этим встает вопрос о более ранней диагностике, позволяющей выявлять детей, входящих в группу риска, и организации коррекционно-развивающих занятий.
Публикация «Коррекционно-развивающие упражнения, игры» размещена в разделах
Основные задачи коррекционно-развивающих упражнений :
Формирование социально-нравственного поведения детей-дошкольников с нарушением речи, развитие потребности преодоления собственных недостатков, веры в успех, осознание необходимости самоконтроля, обеспечивающего успешную адаптацию к условиям обучения в школе.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления).
Индивидуальная коррекция недостатков ребенка и его потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии.
Коррекционно-развивающие
упражнения и игры в детском саду
Возраст 3-4 года
Упражнение «Волчьи игры»
Цель: Отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения.
1 часть
Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки, низко рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает всё, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли» и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой и учится понимать эти предупреждения.
2 часть
Молодые волки (сказка «Три поросёнка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.
Возраст 5-6 лет
Игра «Доброе животное»
Цель: создать положительный эмоциональный фон, чувства комфорта, сплоченности в группе;ослабить эмоциональное напряжение;развить эмпатийные способностей у детей.
Участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется ее большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все чувствуем дыхание и стук сердца этого животного».
Упражнение «Наши эмоции»
Цель:обеспечить атмосферу доверия; снять эмоциональное напряжение, повысить уровень адаптации в коллективе;развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей;развить сострадание, милосердие; вызвать положительные эмоции у детей.
Для выполнения упражнения понадобится набор из шести карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие.
Для работы с карточками предлагается серия заданий:
- Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения, изображенные на карточках.
- Разделить лист дневника на 2 половины и перерисовать схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, которые детям нравятся, а справа - какие не нравятся. После выполнения задания дети по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, а затем - справа, и объясняют, почему им нравятся либо не нравятся определенные эмоциональные состояния.
Возраст: 5 – 7 лет.
1. Игра: «Я есть, Я буду».
Цель: снижение уровня тревожности, повышение активности, самоценности ребёнка.
Ход игры : Ребёнку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребёнка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой воспитательный материал. Психолог может ипользовать аудио или видеозапись рассказа. Затем ребёнку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио или видеозапись. После этого ребёнку предлагается прослушать (посмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребёнку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.
2. Игра: «Клеевой дождик».
Цель: снижение уровня тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми
Ход игры : Детям предлагается встать друг за другом и положить реку на плечо впереди сидящего. Затем психолог говорит, что прошёл клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он даёт команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т. д. Психолог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.
"Давайте познакомимся!"
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры : дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего-игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.