Елена Маркина
Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Поэтому хочется обратить внимание на кабинете учителя-дефектолога. Его можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия учителя - дефектолога с обучающимися разного возраста и различных категорий, их родителями и педагогами.
Кабинет учителя - дефектолога с учетом задач работы территориально включает три зоны, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
Публикация «Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
1 зона групповой работы оборудованна письменным столом, ученической мебелью, ученической доской, книжным шкафом для документов, методических материалов, дидактических игр, игрушек, методической литературы, компьютер с оргтехникой, мультимедийное оборудование, экран демонстрационный.
Следующая зона, эта зона для индивидуальной работы. Она имеет настенное зеркало, тумбы «Песок-вода», дидактический стол с набором игрушек, умывальник «Мойдодыр», настенный модуль «Сенсорное панно», настенный модуль для упражнений в развитии запястья, настенный игровой элемент.
3 зона - двигательная зона: оборудование для игры, ходьбы, равновесия, прыжков, катания, бросания и ловли, ползания и лазания, общеразвивающих упражнений.
Таким образом, мы видим возможность свободного выбора учащимся той или иной зоны в зависимости от состояния, настроения или же образовательной необходимости. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему, имеют подвижные, трансформируемые границы, что позволяет детям и учителю строить и менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами деятельности, ее содержанием и перспективами развития.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству и т. д.
Главное требование к коррекционно-развивающей среде, способствующей гармоничному развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
содержательность, насыщенность для всех видов обучающей деятельности;
предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей;
гибкость игрового пространства;
многофункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);
вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;
доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
К основным компонентам коррекционно-развивающей среды относятся : игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых действий, коррекционно-развивающие и дидактические игры, театрально-музыкальные игры и игрушки, игры-драматизации.
Разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми с разным уровне развития и решать различные коррекционные задачи. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво корректировать речевые недостатки, даёт возможность многократно повторять с детьми упражнения.
Большим подспорьем при этом становится оборудование, предназначенное для индивидуальных и подгрупповых занятий. Игры и занятия формируют согласованность зрительно-двигательной и тактильной координации, способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, мелкой моторики и восприятия, в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция речевой деятельности. Яркие и интересные игрушки постоянно привлекает внимание детей Множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений. Мягкие модули используется как игровое поле для развивающих игр или просто как большие игрушки. Главная цель игры - это развитие мелкой моторики рук ребенка, которое неразрывно связано с развитием речи.
Пособия способствуют сенсорному, познавательному развитию детей и тренировке мелкой моторики. Работа позволяет включать уже известные для ребенка занятия, а также направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его новой информацией и стимулирует к решению проблем.
Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.