Наталья Евдокимова
Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Данные обследования детей за последние года констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Оформление детских садов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В условиях модернизации российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных с другими возможностей людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним.
Разработка вариативных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями послужила началом развития толерантных отношений в российском обществе.
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье, в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.
В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Таким образом, руководствуясь статьей 24 Конвенции ООН "О правах инвалидов" дошкольное образование является первой ступенью в реализации права на инклюзивное образование на всех уровнях обучения в течение всей жизни человека".
Для того, чтобы упорядочить деятельность образовательных организаций, с целью реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 28 августа 2013г. разработали и утвердили федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта - поддержка и развитие каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей. Включение в общий образовательный поток детей с ограниченными возможностями развития является перспективным направлением развития дошкольного образования.
Одним из важнейших принципов является принцип вариативной предметно-развивающей среды - включение в коллектив детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, с учетом структуры нарушений в развитии ( в группах должны быть организованы: сенсомоторная зона, зона дидактических игр, зона творческих игр).
При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей.
Цель инклюзии - организация предметно-развивающей среды и образовательного процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ в зависимости от структуры дефекта нужно предъявлять и различные требования к организации предметно-развивающей среды.
Всё оборудование должно быть изготовлено из безопасных для ребёнка материалов, вызывать к себе интерес. Материал должен быть ярким, крупным, более упрощенным по сравнению с материалом для детей с условной нормой развития, прочным и безопасным. Использование речевых карт, средств ИКТ и ТСО. Наполняемость среды должна быть разнообразной и в достаточном количестве.
Возможность внедрения инклюзивного образования в ДОУ обусловлена :
1. Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинеты учителей-дефектологов, учителя логопеда, музыкально-физкультурный зал, зал ЛФК, оснащенный специальным оборудованием, медицинский блок, включающий кабинеты физиотерапии, массажа, процедурный);
2. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
3. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
4. Наличие большого количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Учитывая то, что дошкольное учреждение посещает ребёнок, не читающий и познающий мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важным укрепление материально-технической базы за счёт создания содержательной предметно-развивающей среды в каждой группе в соответствии с возрастными требованиями и структурой дефекта. Ведь среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
В группах, где растут дети с особыми образовательными потребностями, проблема коррекции и устранения нарушений в развитии, нужно рассматривать с позиций оздоровления и обогащения за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды.
В групповых помещениях нужно иметь достаточное количество игрушек и пособий, позволяющие детям осваивать все виды детской деятельности и области знания дошкольника: дидактические игры для познавательно-речевого развития, уголки по формированию сенсорных эталонов, естественно-научных представлений, экологические, по изобразительной деятельности, уголки книг, в старших группах - уголки опытно-экспериментальной работы.
В группах категорически должна исключатся ситуации, ведущая к пониженной самооценки у ребёнка, делается всё для самореализации каждого. Пространство всех групповых комнат должно быть организовано так, чтобы дети могли заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Вся воспитательно-образовательная и коррекционно-оздоровительная работа детском саду строится в тесном контакте медицинского, педагогического и обслуживающего персонала, тем самым нужно создать единую, коррекционно-развивающую среду для здоровых детей и детей с ОВЗ.
В построении коррекционной среды большое значение имеет взаимодействие всех специалистов детского сада. Нужна система работы по охране, укреплению здоровья, а также по коррекции имеющихся проблем в развитии воспитанников.
Лечебно-оздоровительные комплексы подбираются врачом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого ребенка в соответствии с заболеванием. Для этого в зале по лечебной физкультуре нужно иметь необходимые тренажёры, различные ходунки, сухой бассейн; батут; аппарат для механотерапии (аналог аппарата Дикуля). Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коридоре вдоль стен должны быть размещены удобные перила.
Всю многоплановую медико-педагогическую работу нужно строить по принципу взаимопроникновения двух институтов - детского сада и семьи. Важным условием преемственности в работе с семьями воспитанников-это установление доверительного, делового контакта.
Родители должны являются активными участниками совместных мероприятий, досугов и праздников, проводимых в детском саду, а также оказывают помощь в благоустройстве территорий.
Руководствуясь Федеральным законом, наш детский сад успешно внедряет в свою практику принципы инклюзивного образования. Все они взаимосвязаны и регулируют деятельность всего педагогического коллектива.
Одной из задач годового плана является осуществление тесной связи в работе специалистов детского сада для развития познавательной активности детей и успешной подготовки к обучению в школе. С этой целью в течение года проводятся медико-педагогические консилиумы (ПМПК, позволяющие своевременно внести изменения в программу индивидуальной коррекционной помощи детям.
Таким образом, предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, его социальной адаптации в обществе; она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей в условиях инклюзивного образования.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В. А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И. А.).
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.
Пространственно-предметный компонент -это материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей).
Для беспрепятственного передвижения в пространстве детей с ослабленным зрением необходимы пограничные линии виде окантовки красного цвета на дверях, столах, пособиях, разметки в физкультурном и музыкальном залах.
Для передвижения по лестнице можно предложить следующее оформление: на ступенях резиновые вставки, которые сигнализируют слепым детям о крае ступени, на соседнем рисунке окраска перил + жёлтая полоса на ступенях для слабовидящих детей.
На стене нужны тактильные выпуклые знаки в виде ступеней в начале и в конце пролёта – тоже, чтобы дети знали, где начинается и где кончается пролёт - так как знак выпуклый, то он информативен и для слепых детей.
Учитывая особенности пространственной ориентировки детей, повышенную травмоопасность, нужно модернизировать мебель: углы столов и кроватей должны быть округлой формы.
Для ребенка с ограничением двигательной и зрительной функции столы оснащаются специальными бортиками, не позволяющими предметам укатится. А для ребенка с ограничением подвижности необходим специальный стол-стул.
Принимая во внимание трудности в освоении навыков ориентирования слабовидящего ребенка необходимо обеспечить тростью и обучать приемам передвижения с её помощью, начиная с дошкольного возраста.
Одним из параметров безбарьерной среды является техническое обеспечение образовательного процесса. Для различных категорий детей применяются специальные технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов (или кохлеарных имплантов, FM-систем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих освоение образовательной программы.
Для детей с нарушенным зрением нужна повышенная освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение не менее 400-500 люкс. Группы и кабинеты оснащены вспомогательными средствами коррекции : подставки для детей с косоглазием, конторки – рабочее поле под углом 45 С, лупы для увеличения рассматриваемых изображений, экраны с подсветкой.
Для развития тактильного восприятия и подготовки руки слабовидящего ребенка к чтению используем тактильные книги, учебные материалы с использованием шрифта Брайля. Для прослушивания аудиосказок предлагаем аудиоплееры, переносные колонки.
Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанской декларации в 1994 году. На конференции в Саламанке (Испания) прозвучала идея «Школы для всех». Один из тезисов декларации: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, а школы, в свою очередь, должны создать для этого соответствующие условия.
Развитие в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Чтобы подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ в 1996 году коллегия Министерства образования и науки ввела в учебные планы педагогических вузов курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». 31 января 2001 года на Международной научно-практической конференции образования приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне.
Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод