Татьяна Веденеева
Коррекционно-развивающая программа «Своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно не равномерно. Замедленность, недеференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют знакомство с окружающим миром.
Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Своими руками“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью развития сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и при чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи: чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Цель программы:
Коррекция отклонений и развитие сенсомоторных умений у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними.
Задачи программы:
1) Формирование трудовых навыков и умений у детей при работе с различным материалом, закрепление технических навыков и умений при работе с клеем, кистью, салфеткой.
2) Коррекция и развитие познавательных процессов.
2) Коррекция и развитие зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики и общей координации движений.
3) Коррекция и развитие эмоциональной сферы, развитие способности к творческому самовыражению;
4) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку.
В соответствии с этим планируется следующая деятельность:
Проведение дидактических игр, выполнения различных поделок.
Предполагаемый перечень знаний, умений и навыков, сформированных в результате обучения:
Должны знать:
- названия видов бумаги, картона, фольги и пластических материалов;
-название конструкторов и их деталей; свойства бумаги, картона, фольги и пластических масс;
-название выполняемых поделок, фигур и построек;
-правила техники безопасности при занятии лепкой, аппликацией и конструированием.
Должны уметь:
-самостоятельно выполнять простейшие действия с бумагой, картоном, фольгой и пластическими массами, раскатывать цилиндр, шар, яйцо и при сплющивании получать пластину, диск, овал;
-выполнять знакомые поделки и постройки с опорой на образец и по словесной инструкции, новые поделки - с демонстрацией пооперационного изготовления задания; составлять из готовых изделий сюжетную композицию;
- декорировать аппликацию растительным, геометрическим узорами и дорисовыванием деталей;
- с помощью учителя пользоваться технологической картой, соблюдать последовательность в выполнении задания давать элементарную оценку своей работе и работам других учеников, готовить рабочее место и убирать его после занятий, самостоятельно или с помощью учителя отвечать на вопросы о процессе выполнения задания.
Программа разработана для детей с ограниченными умственными возможностями в возрасте 9 – 11 лет. Продолжительность одного занятия – 30 минут 1 раз в неделю. Срок реализации – на 9 месяцев.
Форма работы – групповая.
Данная программа предлагает использование следующих методов работы: наглядных, игровых, словесных, практических.
Наглядные – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия показ детям иллюстрированных пособий, плакатов, таблиц, зарисовок.
Словесные - объяснение, описание, побуждение, указание.
Практические – упражнения и практические работы.
Игровые – дидактические игры, обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
Структура занятий: Организационный момент. Организация детей к занятию, оздоровительные минутки, стихи о времени года, рапорт дежурного. Повторение. Сообщение темы, дидактическая игра, повторение правил безопасности на рабочем месте.
Физминутка.
Основная часть.
Объяснение, показ приемов выполнения работы. Физминутка, пальчиковая гимнастика.
Практическая часть.
Самостоятельная работа детей.
Зарядка для глаз. Релаксация.
Итог.
Приведение рабочего места в порядок, анализ работ, обыгрывание.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Хранить ножницы в стаканчиках кольцами вверх.
Во время работы не отвлекаться и не отвлекать других.
Предавать закрытые ножницы кольцами вперед.
Техника безопасности при работе с клеем:
С клеем обращаться осторожно, клей ядовит!
Наносить клей на поверхность изделия только кистью.
Нельзя допускать, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо.
При попадании клея на руки или лицо немедленно сообщить воспитателю
и помыть с мылом.
По окончании работы обязательно вымыть кисть, руки. При работе с клеем пользоваться салфеткой.
Оборудование:
Демонстрационный материал (образец, схема, рисунки, ТСО и др.).
Раздаточный материал: различные виды бумаги (картон, цветная бумага, салфетки); пластилин; природный материал; бросовый материал; конструктор; дид. игры; клеенка, кисть, ножницы, клей и другие.
Содержание работы
1. Вводное занятие. Правила безопасности при работе с клеем, ножницами.
2. Поделка «Мир вокруг нас» (из природного материала)
3. Поделка «Летние мотивы» (мятая бумага)
4. Конструирование. Сборка модели «Грузовик».
5 Дидактическая игра «Сложи квадрат»
6. Складывание 2-х, 3-х этажных домов с этажами разных цветов.
7. Мозаика. Выкладывание морского пейзажа с элементами собственного замысла.
8. «Пластилиновая фантазия» (пластилинография)
9. «Рождественская поделка»
10. «Цыплята» (объемная поделка, бросовый материал).
11. «Метелица» (бумага, ватные диски, сахар)
12. «Лебедушка» (мятая бумага)
13. «С Днем Защитника Отечества» (Объемная аппликация)
14.«Цветы к 8 Марта!» (из бросового материала)
15.«Летние мотивы» (бумага)
16. Лего. Постройка «машинок», «корабликов». Игра с использованием фигурок людей: «Такси вызывали?».
17.«Скворцы прилетели» (объемная аппликация)
18. Детский конструктор. Выкладывание «Теремка». Игра с использованием фигурок животных.
19. Выкладывание «Теремка». Игра с использованием фигурок животных
20.«Фантазия» (работа с бросовым материалом)
21. Постройка «транспорта». Коллективная игра «Едем - едем!».
Контрольно-измерительный материал
4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
3 балла – справляется с заданием частично используя помощь взрослого.
2 балла – справляется с заданием со 2 попытки или затрудняется в выполнении задания
1 балл – при выполнении задания требуется значительная помощь педагога.
Конструирование
Умение различать основные формы деталей строительного материала куб, кирпичик, шар. Ребенку предлагается построить из мелкого конструктора по образцу, стол, стул, домик.
Умение сооружать разнообразные постройки. Выделять основные части (стена, крыша) Ребенку предлагается построить из мелкого конструктора по образцу, домик.
Конструирование из бумаги.
Сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы. Приклеивать детали к основной форме. Ребенку предлагается сделать открытку из бумаги.
Аппликация
Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге. Умение приклеивать детали. Аппликация “Узор из растительных и геометрических фигур “материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 2 см, 6 красных кругов диаметром 1.5. см. шаблон тарелки клей.
Умение держать ножницы (умение резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника плавно срезая углы)
Лепка
Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания, использовать в работе стеку Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей. Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Литература:
Екжанова Е. А. ,Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Издательство:
Просвещение. ,2005 г.
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Просвещение, 1982-236с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под редакцией Т. С. Комаровой – М. : Просвещение, 1991-251с
«Обучение конструированию умственно отсталых детей»
О. П. Гаврилушкина;
Басилова Т. А., Александрова Н. А. "Как помочь малышу со сложными
нарушениями развития": Пособие для родителей. - М. : "Просвещение",2008.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : Просвещение, 1985-193с
«Ступеньки творчества или развивающие игры» Б. П. Никитин.
«Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей» Катаева А. А., Стреблова Е. А и другие.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-136с.