валерия Нигматуллина
Коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - развивающая программа
«Адаптивная физическая культура»
для детей с ограниченными возможностями здоровья 4 - 6 лет, проходящих курс комплексной реабилитации в рамках пилотного проекта
Составитель:
Нигматуллина Валерия Николаевна
Инструктор – методист по
адаптивной физической культуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья 4–6 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Коррекционно–развивающая программа по адаптивной физической культуре (далее АФК) разработана для детей, проходящих курс реабилитации по пилотной программе на базе автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Детский психоневрологический дом – интернат».
Коррекционно–развивающая программа по АФК составлена на основе следующих нормативных актов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 67);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 №28-02-484/16, «СанПиН 2.4.2.2821-10 (от 29.12.2010 г.).
- Стандарта предоставления услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с преимущественными нарушениями психических функций в стационарных условиях
При разработке настоящей Программы использованы нормативные требования по физической подготовке детей, полученные на основе методических материалов и рекомендаций последних 3 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной программы определяется необходимостью восстановления и формирования координаторно-двигательных навыков, успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья детско–родительском сообществе. Программа позволит детям с ограниченными возможностями замедлить развитие патологических процессов и способствовать восстановлению нарушенных двигательных функций организма посредством адаптивной физкультуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики. Укрепление здоровья. Выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Дети - инвалиды имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике занятий. Замедленность протекания психических процессов. Конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того, чтобы дети усвоили упражнения, инструкции к ним необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом.
В программе подобраны такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Одной из характерных особенностей таких детей является инертность нервных процессов, их стереотипность и, обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки, они не могут воспроизвести даже хорошо разученные знакомые упражнения. Поэтому при планировании занятий предусмотрено разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
Подборе физических упражнений, их дозировка и темпе проведения занятия строятся с учетом заболеваемости детей, в том числе сопутствующих заболеваний, из состояния здоровья на момент проведения занятий.
Занятия планируются в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце тренировки к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям учащихся.
В процессе занятий укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа рассчитана на 20 часов (курс реабилитации). Включает в себя.
• Диагностика – 2 часа
• Информирование родителей – 2 часа
• Консультирование родителей 2 часа
• Практические занятия - 13 часов
Целевая реабилитационная группа – 1 (далее ЦРГ 1)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель: формирование у детей интеллектуальными нарушениями, проживающими в условиях стационарного учреждения, навыков развития творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- реабилитация воспитанников через двигательную активность;
- укрепление здоровья детей посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- восстановление и формирование координаторно-двигательных навыков;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- коррекция и компенсация нарушений психомоторики
(преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение
координации движений, завышение или занижение самооценки).
- коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция внимания и мышления;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СРЕДСТВАМИ АФК
№ Вид деятельности Форма работы Кол-во услуг
1 Первичная диагностика индивидуальная 1
2 Повторная (контрольная) диагностика индивидуальная 1
3 Информирование родителя/законного или уполномоченного представителя индивидуальная 2
4 Консультирование родителя/законного или уполномоченного представителя индивидуальная 3
5 Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом и родителем/законным или уполномоченным представителем Групповая и/или индивидуальная
13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первичная диагностика включает в себя
• анализ сведений по определению нуждаемости в информировании и консультировании инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в ИПРА ребенка-инвалида;
• сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью определения индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков;
• выявление отсутствия у детей-инвалидов медицинских противопоказаний для занятий по программе адаптивной физической культуры;
• проведение исследования: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища и другие сочетания двигательной активности, в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; способности к передвижению ребенка-инвалида; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида;
• формирование заключения по результатам первичной диагностики, содержащего оценку физического состояния ребенка-инвалида;
• разработка индивидуального плана физической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий АФК, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных технических устройств и др.
Повторная (контрольная) диагностика включает в себя
• анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных услуг по АФК;
• тестовые задания и функциональные пробы для оценки физических показателей и уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида (МКФ «Мобильность», а именно исследование: мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами; ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий; ползанье; преодоление препятствий; бег; бег трусцой; прыжки; плавание; передвижение в пределах своего жилища; ползание или преодоление препятствий в пределах своего жилища; ходьба и передвижение вне своего жилища и другие сочетания двигательной активности, в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; способности к манипулированию предметами и объектами; способности к передвижению ребенка-инвалида; уровня толерантности к физическим нагрузкам ребенка-инвалида;
• формирование заключения по итогам повторной диагностики ребенка-инвалида, содержащего:
• оценку физических показателей ребенка-инвалида;
• оценку эффективности проведенного курса АФК (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики);
• рекомендации по дальнейшим мероприятия АФК, информационной поддержке физической и спортивной деятельности (нуждается – не нуждается);
• оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя оказанными услугами по АФК
Информирование родителя/законного или уполномоченного представителя
- о порядке реализации мероприятий по АФК;
- о правах получателя мероприятий, предоставление информации об организациях-поставщиках и перечню мероприятий по АФК, которые они реализуют;
- об имеющейся спортивной инфраструктуре в субъекте, приближенной к месту проживания ребенка-инвалида;
- о возможностях сочетания методов АФК с иными методами и средствами физической реабилитации
Консультирование родителя/законного или уполномоченного представителя по вопросам
- реабилитации ребенка-инвалида методами АФК;
- значимости АФК в комплексной реабилитации и абилитации;
-возможностей использования комплекса средств физической реабилитации и абилитации детей-инвалидов методами АФК;
- инструктажа по безопасности во время занятий АФК;
- особенностей проведения домашних занятий для детей-инвалидов с преимущественными нарушениями психических функций.
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом и родителем/законным или уполномоченным представителем
Проведение практических занятий (тренингов, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на:
• формирование и (или) восстановление мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно:
• принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести);
• пребывание в необходимом положении сколько требуется (нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя);
• перемещение с одной поверхности на другую (перемещение тела сидя или лежа)
• формирование и (или) восстановление способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств
• подъем объекта и перекладывание чего-либо с одного места на другое (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов);
• выполнение координированных действий с целью перемещения объектов ногами и стопами (толкание ногами; удар ногой)
• формирование и (или) восстановление способности к передвижению:
• передвижение по поверхности пешком, шаг за шагом, так, что одна нога всегда касается поверхности (ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий);
• передвижение из одного места в другое способами, отличающимися от ходьбы (ползанье, преодоление препятствий, бег, бег трусцой, прыжки, плавание);
• передвижение из одного места в другое, по любой поверхности или в любом месте, используя специальные средства, предназначенные для облегчения передвижения или передвижения особым образом (передвижение в кресле-коляске или с ходунками, костылями, тростью)
• увеличение толерантности к физическим нагрузкам, восстановление двигательных функций посредством:
• физических упражнений,
• мышечной гимнастики,
• дыхательных упражнений,
• занятий на тренажерах и с помощью тренажёрных устройств,
• физиотерапии,
• гидротерапии,
• массажа,
• естественно-средовых факторов
ФОРМЫ РАБОТЫ
При работе с детьми с ОВЗ используются формы:
- групповая
- индивидуальная
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
1. определение формы занятий. Комплектование групп, которое осуществляется на основе личностных
особенностей детей и уровня развития физических качеств.
2. Разработка учебно-тематический план учитывая дозировку нагрузки для
каждого возраста ребенка.
3. Занятия проводятся в спортивном зале,или на свежем воздухе.
4. Занятия проводятся в первую половину дня, ежедневно.
5. Продолжительность занятий – 30 минут.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Физические упражнения в занятиях располагаются в определенном
порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими
закономерностями работоспособности организма.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
1 часть: Вводная часть – решает психологическую задачу, организовать
детей, активизировать внимание, вызвать интерес к занятиям.
2 часть: Основная часть – формирует двигательные навыки и умения,
развивает физические качества.
3 часть: Заключительная часть– снижает физическую нагрузку, восстанавливает и нормализует сердечнососудистую и дыхательную системы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребенок
-ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м
-стоит на одной ноге не держась
-перешагивает без поддержки через палку или веревку, поднятую от пола на 20 см
- спускается на три ступеньки взрослым шагом, держась одной рукой
- прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его
- умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах на месте и двигаясь вперед
- спускается на три ступеньки взрослым шагом, не держась
- может управлять транспортом, в котором движущей силой является человек (велосипед, самокат)
-может свободно изменять позу тела из различных положений
-может отбросить предмет с использованием ноги и стопы (удар по мячу)
-может бросить предмет (мяч) с использованием пальцев, кистей и руки -
-может ходить по наклонной, неровной, движущейся поверхности,
-умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед
-может преодолевать препятствия (передвигаться вверх и вниз, по поверхностям или предметам типа подножек, скал, приставных лестниц, ступенек, бордюров или других предметов, бегать вдоль улицы, подскакивать, убегать и прыгать)
-умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см
Родитель / законный представитель
- более осведомлен в вопросах физической культуры
- понимает важность техники безопасности и профилактики травматизма при организации занятий АФК в домашних условиях
- видит перспективы дальнейшего физического совершенствования ребенка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Диагностический инструментарий
У детей, пришедших на курс комплексной реабилитации, 2 раза в заезд проводится
диагностика развития основных видов движений (в начале заезда и в конце).
В физическом воспитании диагностика физического развития детей помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов можно сравнить динамику развития движений ребенка; проводить отбор физических упражнений для занятий; осуществлять объективный контроль обучения детей движениям; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов
обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы групповых и индивидуальных занятий.
Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень физического развития и степень соответствия возрастным нормам.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
производиться следующим образом:
Перед началом проведения диагностики необходимо ознакомить детей
с техникой безопасности в спортивном зале.
Построение. Выполняется самостоятельно по инструкции и с помощью педагога; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба. Выполняется самостоятельно и за педагогом в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами
Коррекционные упражнения выполняются вместе с педагогом, по показу и
словесной инструкции, упражнения с предметами и без них.
Работа с мячом: Отбивание, подбрасывание, перебрасывание, соединять
движение с хлопком, различными поворотами.
Упражнения на равновесие: Выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой педагога и самостоятельно, друг за другом, с высоким подниманием коленей, руки на поясе, сохранения положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Подлезание, лазание, перелезание: Выполняется самостоятельно со страховкой педагога: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку, лазание на гимнастическую стенку.
Прыжки: Выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью педагога: подпрыгивание, перепрыгивание
через веревку, с места, прыжки в длину (с места)
Метание: Выполняется по показу и словесной инструкции, учить детей удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу, бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мячи разные по размеру, ударять о пол и ловить его, бросать в цель мешочки с песком, сбить кегли.
Передвижение способом, отличным от ходьбы. Ребенку предложить прокатиться на самокате, велосипеде.
Подвижные игры базируются на понимании детей сюжета игр и их правил.
ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
1. Скоростные качества.
• Бег на 30 м со старта.
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят два взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 – 7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 – 5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат.
Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
2. Ловкость.
• Челночный бег 3 x10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки)
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
3. Скоростно-силовые качества.
• Прыжок в длину.
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека – первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты).
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.
Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.
Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15 – 20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.
• Бросок набивного мяча массой 1 кг способом из-за головы двумя руками.
(тестируются уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности)
Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше; при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног не должны отрываться от пола (земли).
Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.
4. Выносливость.
• Подъем туловища в сед (кол. раз за 30 сек) (силовой выносливости)
Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним, садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов за 30 сек. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.
Из двух попыток фиксируется лучший результат.
5. Гибкость
• Наклон туловища вперед из положения сидя.
На полу проводиться две прямые перпендикулярные пересекающиеся линии. Ребенок садиться (без обуви) со стороны с так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20-30 см. Ступни стоят вертикально. Руки вперед ладонями вниз. Педагог прижимает колени ребенка к полу, не позволяет сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон - зачетный, выполняется за 3 секунды. Результат зачитывается по кончикам пальчиков ру, он может быть срезультатом + и - точность до 0,5 см.
6. Равновесие.
• Удержание равновесия.
Ребенок встает в стойку - носок ноги, стоящей сзади, вплотную примыкает к пятке стоящей впереди - и пытается при этом сохранить равновесие.
Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером; из двух попыток засчитывается лучший результат.
Качественно-количественные оценки результатов диагностики детей
Низкий уровень: ребенок, даже с помощью взрослого не выполняет задания
Уровень ниже среднего: ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки, имеет место наличие значительных ошибок
Средний уровень: ребенок выполняет все параметры с помощью взрослого
Уровень выше среднего: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки
Высокий уровень: ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно, выполняет все основные элементы упражнения