Олеся Биза
Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников. Мы выделили одно из направлений в работе учителя – логопеда - профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей 2 – 4 лет.
Выделяют следующие причины возникновения речевых нарушений:
- слабость мышц артикуляционного аппарата;
Публикация «Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3–4 лет» размещена в разделах
- избирательное нарушение фонематического слуха;
- неблагоприятное речевое окружение.
-недоразвитие речевого дыхания.
Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение?
Основные этапы речевой работы с детьми 2-3 лет включают в себя:
Развитие слухового внимания детей – следует помнить, что при профилактике звукопроизношения, обязательно надо поупражнять слух ребенка, чтобы в дальнейшей работе на слух он различал смешиваемые слова и звуки. Начинаем с самого легкого – с привлечения внимания детей к различным неречевым звукам (звучащие игрушки, звучащие коробочки, заполненные различными материалами и т. д.). После того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, приступаю к более сложным упражнениям по различению речевых звуков («Угадай, кто позвал?», «Близко или далеко мяукает котенок» и т. д.).
Развитие речевого дыхания. Базой правильного развития речи является развитие речевого дыхания ребенка. С детьми младшего дошкольного возраста проводим следующие игры на развитие речевого дыхания - «Погрели ручки», «Заморозили подбородок», «Пьем коктейль через трубочку», «Дуем на горячий чай» и др.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей. Стимулируя речедвижение и тренируя тонкие движения пальцев рук в занятие включаем сначала простые упражнения – «Этот пальчик в лес пошел», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик дедушка», при выполнении которых дети загибают пальцы или соединяют их. Затем упражнения, где дети выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения. Коррекционно-профилактическую работу по развитию тонкой моторики осуществляем с помощью:
самомассажа кистей рук;
игр-шнуровок;
игр с природным материалом;
игр в «сухом бассейне»;
песочной терапии;
пальчиковых упражнений;
кинезиологических упражнений («гимнастика мозга»).
Для активизации биологически активных точек:
-растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;
-растирать ладонями шестигранный карандаш;
-покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т. д. ;
-бельевой прищепкой «кусаем ногтевые фаланги».
Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. В играх со шнуровками развивается глазомер ребенка.
Любят дети заниматься с природным материалом. Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» – это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой: фасоль, рис, бусы, горох и т. д. Опустив кисти рук в «сухой бассейн», дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук.
Благотворное влияние на развитие мелкой моторики оказывает песочная терапия. Предлагаем детям «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т. д., «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.
А кинезиологические упражнения («Колечко», «Кулак – ладонь») улучшают мыслительную деятельность.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, голоса. Именно эти органы формируют речь.
Выработать движения артикуляционного аппарата у детей мне помогает гимнастика для губ и язычка.
-движения языком вправо-влево, вверх-вниз;
-прокатывание «орешков» за щеками и т. д.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдаем определенную последовательность. Сначала даем самые простые упражнения, постепенно их заменяем такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Далее используем упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Обучаем элементам самомассажа, который активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц.
Для детей 3-4 лет дополнительно включаем задания на развитие лексико-грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря способствуют игры «Один – много», «Назови ласково», «Чего много?», «Чья мама?» и др. С помощью игровых ситуаций, развиваем у ребенка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Так как в данном возрасте у детей встречается много аграмматизмов, необходимо обращать внимание на употребление слов в правильной грамматической форме.
Таким образом, особую важность имеет работа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Если профилактическую работу своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас.