Равиля Темирбулатова
Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
13 марта 2018г в Центре "Спутник" состоялся семинар посвящённый девиантному поведению несовершеннолентних. Моё выступление было направленно на профилактическую работу.
Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
Легче предупредить, чем исправить.
Условия успешной профилактической работы:
комплексность;
последовательность;
дифференцированность;
своевременность.
Все формы профилактической работы по предотвращению делинквентного поведения у несовершеннолетних можно разделить на три группы:
Темочки:
а) работа с учащимися;
б) работа с педагогическим коллективом;
в) работа с родителями учащихся.
Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; на формирование личностных ресурсов и ресурсов семьи, развитие жизненных ценностей.
Вторичная профилактика – создание системы раннего выявления и комплексная работа с «группой риска».
Третичная профилактика направлена на предупреждение и предотвращение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Формы психопрофилактической работы:
Первая форма – организация социальной среды. Включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы. Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков». Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается.
Вторая форма – информирование. Это наиболее привычное для педагогов в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация. Метод действительно увеличивает знания, НО:
-плохо влияет на изменение поведения.
-само по себе информирование не снижает уровень девиаций.
-в некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним (как пропаганда).
-запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
-к тому же все взрослые в подростковом возрасте воспринимаются «врагами», поэтому на всё что говорят взрослые у детей уже сформированы защитные установки и оправдания, они не принимают информацию от взрослых.
-а ещё в ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано.
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. В форме групповых тренингов или через психологические учебные модули.
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативные формы:
познание (путешествия);
испытание себя (походы в горы, спорт с риском);
значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная и др.). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества в целом.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения, используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В школе к системе профилактических мероприятий по предупреждению девиантного поведения относят:
а) раннее выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права;
б) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии;
в) формирование правовой культуры подростков, проведение правового всеобуча;
г) работа с семьей и подростками, имеющими отклонения в поведении: тренинговые занятия, деловые игры; общешкольные и классные родительские собрания; оформление родительского уголка (памятки, рекомендации, буклеты); круглые столы с привлечением различных специалистов; социально-педагогический мониторинг.
д) вовлечение трудных учащихся в различные виды социально значимой деятельности;
е) деятельность Совета по профилактике делинквентного поведения.
ж) содействие трудоустройству несовершеннолетних в каникулярное время.
з) работы с педагогическим коллективом: тематические заседания методических объединений классных руководителей; методические рекомендации классным руководителям по работе с несовершеннолетними с делинквентным поведением; консультации классных руководителей; составление социально-педагогической характеристики; изучение нормативно-правовой документации по проблеме профилактики делинквентного поведения учащихся; составление банка данных несовершеннолетних с делинквентным поведением, несовершеннолетних, требующих повышенного педагогического внимания.
1. Преобладающим видом профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних является ранняя профилактика, включающая в себя предупреждение и коррекцию делинквентности.
И в этом важна деятельность социального педагога:
– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;
– изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей образовательного учреждения;
– учет педагогически и социально неблагополучных семей;
– организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности,
- установление контактов и взаимодействий с КДН;
– организация консультационно-разъяснительной работы с родителями, педагогами;
– мобилизация воспитательного потенциала среды;
– разработка программ индивидуально-профилактического воздействия на подростков, склонных к асоциальному поведению;
– организация жизнедеятельности школьного коллектива, в процессе которой происходит развитие у воспитанников общественно значимой и творческой активности, нравственно волевых и гражданских качеств;
– развитие системы правового образования учащихся.
2. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений – создается в учреждении образования для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины в школе среди учащихся.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ЗАДАЧИ:
-предупреждение безнадзорности, и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитация, находящихся в социально опасном положении;
-выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений,
Таким образом, специалисты и педагоги в ходе проведения профилактической работы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних применяет широкий спектр форм и методов работы по трем основным направлениям: работа с учащимися, работа с родителями и работа с педагогическим коллективом как через Совет профилактики.
(Но, к сожалению чаще используется другая сторона Совета профилактики: Моральное изнасилование ребёнка и родителя особо изощренным способом. )
Основные этапы профилактической работы с детьми «группы риска» А. А. Реан
1. Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса:
-определить, к какой целевой группе риска относится ребенок;
-провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа, стадия дезадаптации.
2. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:
-выявить основные факторы риска;
-определить факторы защиты;
-выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребенка;
-определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.
3. Разработка индивидуальной программы сопровождения (как раз на Совете профилактики):
-определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов);
-разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).
4. Реализация индивидуальной программы сопровождения:
для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития – организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
для детей «группы особого внимания» – в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии (выявление особо значимых людей); организовать программу мер по ресоциализации (путь исправления) и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок;
в случае выявления рисков в семье применить технологии «Примирение в семье» или «Круг заботы».
5. Измерение результативности работы с ребенком и его ближайшим окружением:
в качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка;
методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учет проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности, социо и референтометрия;
источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростка в делах класса и школы, учебе и труде, милицейские сводки и др.
6. Если действия оказались не эффективны (как раз на Совете профилактики и обсуждаются):
-определить причины (что не сработало в программе действий);
-откорректировать программу с учетом выявленных ошибок;
-подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы;
-рассмотреть вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве.
7. Если программа действий дала положительный результат:
-завершить программу (снять ребенка с учета, перевести в вышестоящую группу);
-проанализировать и описать социально-педагогический опыт;
-внести изменения в банк данных.
Участники обсуждают следующие вопросы:
1 В какой форме (конструктивной или деструктивной) чаще проявляется ваша агрессивная энергия?
2 Как вы поступаете с ней: даете ход или сдерживаете?
3 Как вы относитесь к ней: боитесь или получаете удовольствие?
Притча о Змее «Жила-была невероятно свирепая, ядовитая, злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, 19 утратила свою злобность. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камни, таскать её за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям боль и страдания, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их». Обсуждение притчи с участниками.
Упражнение "Вспомни". Участников просят постараться вспомнить ситуации, в которых им было стыдно за своё поведение. Постараться объяснить мотивы своего поведения и рассказать, почему поступил (поступила) таким образом.
Упражнение «Психотерапевтические антонимы» Предложить назвать любое свое качество (лень, нетерпимость, ложь, обида и т. п., от которого хотелось бы избавиться. Другие участники пытаются найти положительные стороны этого качества.
Спасибо за внимание.