Папки-передвижки

Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов

Евстигнеева Яна Сергеевна
Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы

В современных ДОО работа по развитию речи дошкольников довольно часто проводится в виде составления описательных рассказов. Такие рассказы могут быть об игрушках, настоящих предметах окружающего детей интерьера или об иллюстрациях и картинах. Описательный рассказ имеет определённые черты. В нём высказывания идут, не вытекая одно из другого, а как бы параллельно раскрывая свойства описываемого предмета или картины. Кроме того, описательный рассказ отличается тем, что в нём нет фиксации событий, действий с предметов.

Публикация «Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов» размещена в разделах

В большинстве случаев у детей возникают сложности в составлении описательных рассказов следующего характера:

- дети не могут самостоятельно определить ведущие признаки описываемого предмета, т. е. сенсорные навыки развиты на слабом уровне (нет навыка определения размера, цвета, фактуры, материала, из которого сделан предмет и других его свойств);

- ребёнок не может установить последовательность, в которой будет перечислять ведущие признаки предмета;

- ребёнок, определивший последовательность, не может её запомнить.

Эти сложности как бы накладываются одна на другую, поэтому и коррекционную работу с ними необходимо проводить последовательно.

Одним из действенных способов снятия сложности у детей и проведения коррекционной работы является постановка вспомогательных вопросов воспитателем. Для детей, которые чувствуют глубокую неуверенность при составлении описательных рассказов можно воспользоваться прямыми вопросами типа: «Какого цвета костюм?», «Из чего сделана игрушка?» Далее использовать вопросы, которые подсказывают детям основные искомые признаки предмета: «Ребята, вы не видели здесь большого белого снеговика?» Поисковые вопросы тоже отлично помогают: «Почему котёнка назвали Сажик?» Последний тип вопросов подходит тем воспитанникам, которые хорошо продвинулись в составлении описательных рассказов. Они имеют сравнительный характер: «На что похожи глазки щенка?»

Следующая методика проведения коррекционной работы с дошкольниками старшего возраста – использование схем при составлении описательных рассказов. Такие схемы заметно облегчают детям процесс овладения этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы используются не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Начальный этап обучения детей составлению описательных рассказов по схеме – работа с уже готовым образцом. В данном случае педагог заранее оформляет схему, опираясь на признаки предмета, подготовленного для описания. Предложенная схема служит некой опорой, является планом с последовательностью формирования будущего рассказа.

Когда дети научатся использовать схемы для составления описательных рассказов, такая работа постепенно станет для них скучной, предсказуемой. Поэтому продвинутый уровень использование схем – это самостоятельное их составление. Процесс придумывания схемы имеет большое педагогическое значение, так как ребёнок учится определять последовательность перечисляемых признаков предметов, выбирает способы их оформления в речи.

В конце хотелось бы подвести итог и отметить, что составление описательных рассказов – это довольно непростая задача для детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо использовать всевозможные способы мотивации детей, стимулировать их речевую активность, помогать в процессе, поддерживая и направляя речь нужными вопросами, а также использовать схемы для мягкого проведения коррекционной работы и активного развития связной монологической речи у воспитанников.

Список используемых источников:

1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. : «СОЮЗ», 2003.

2. Волкова, Ю. С. Демонстрационный материал. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Для ДОУ и начальной школы. - М. : Сфера, 2017.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказов из книги Ю. Грибова «Мой дедушка — егерь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок»Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок» Тактильная книга «Теремок сказок» представляет собой дидактическое пособие по формированию связной речи и математических представлений.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов
Опубликовано: 3 октября 2023 в 16:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов» (включая файлы) размещена пользователем Евстигнеева Яна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД