Евстигнеева Яна Сергеевна
Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
В современных ДОО работа по развитию речи дошкольников довольно часто проводится в виде составления описательных рассказов. Такие рассказы могут быть об игрушках, настоящих предметах окружающего детей интерьера или об иллюстрациях и картинах. Описательный рассказ имеет определённые черты. В нём высказывания идут, не вытекая одно из другого, а как бы параллельно раскрывая свойства описываемого предмета или картины. Кроме того, описательный рассказ отличается тем, что в нём нет фиксации событий, действий с предметов.
Публикация «Коррекционная работа воспитателя по обучению дошкольников составлению описательных рассказов» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
В большинстве случаев у детей возникают сложности в составлении описательных рассказов следующего характера:
- дети не могут самостоятельно определить ведущие признаки описываемого предмета, т. е. сенсорные навыки развиты на слабом уровне (нет навыка определения размера, цвета, фактуры, материала, из которого сделан предмет и других его свойств);
- ребёнок не может установить последовательность, в которой будет перечислять ведущие признаки предмета;
- ребёнок, определивший последовательность, не может её запомнить.
Эти сложности как бы накладываются одна на другую, поэтому и коррекционную работу с ними необходимо проводить последовательно.
Одним из действенных способов снятия сложности у детей и проведения коррекционной работы является постановка вспомогательных вопросов воспитателем. Для детей, которые чувствуют глубокую неуверенность при составлении описательных рассказов можно воспользоваться прямыми вопросами типа: «Какого цвета костюм?», «Из чего сделана игрушка?» Далее использовать вопросы, которые подсказывают детям основные искомые признаки предмета: «Ребята, вы не видели здесь большого белого снеговика?» Поисковые вопросы тоже отлично помогают: «Почему котёнка назвали Сажик?» Последний тип вопросов подходит тем воспитанникам, которые хорошо продвинулись в составлении описательных рассказов. Они имеют сравнительный характер: «На что похожи глазки щенка?»
Следующая методика проведения коррекционной работы с дошкольниками старшего возраста – использование схем при составлении описательных рассказов. Такие схемы заметно облегчают детям процесс овладения этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы используются не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Начальный этап обучения детей составлению описательных рассказов по схеме – работа с уже готовым образцом. В данном случае педагог заранее оформляет схему, опираясь на признаки предмета, подготовленного для описания. Предложенная схема служит некой опорой, является планом с последовательностью формирования будущего рассказа.
Когда дети научатся использовать схемы для составления описательных рассказов, такая работа постепенно станет для них скучной, предсказуемой. Поэтому продвинутый уровень использование схем – это самостоятельное их составление. Процесс придумывания схемы имеет большое педагогическое значение, так как ребёнок учится определять последовательность перечисляемых признаков предметов, выбирает способы их оформления в речи.
В конце хотелось бы подвести итог и отметить, что составление описательных рассказов – это довольно непростая задача для детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо использовать всевозможные способы мотивации детей, стимулировать их речевую активность, помогать в процессе, поддерживая и направляя речь нужными вопросами, а также использовать схемы для мягкого проведения коррекционной работы и активного развития связной монологической речи у воспитанников.
Список используемых источников:
1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. : «СОЮЗ», 2003.
2. Волкова, Ю. С. Демонстрационный материал. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Для ДОУ и начальной школы. - М. : Сфера, 2017.