Татьяна Алферова
Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее десятилетие речевое развитие детей раннего дошкольного возраста меняется, и у части детей все дальше расходится с возрастными нормативами. Все больше детей — представителей цифрового поколения в раннем дошкольном возрасте страдает задержками речевого развития, имеет специфические расстройства речевого развития, расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления.
Публикация «Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Неговорящие дети
- Неговорящие дети. Конспекты
- Темочки
Исследования, которые проводятся в разных странах, доказывают, что в мозгу детей – представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на изменения, которые имеют место после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции. И это не удивительно. Для большинства детей окружающий мир сжался до экрана смартфона, а радиус активности детей сократился до минимума. Начиная с первых месяцев жизни, малыши проводят большую часть своего времени, уткнувшись в гаджет. Все больше современных детей не знает, что такое кататься с горки на лыжах или санках, как можно валяться в опавших листьях или в снегу, бегать по лужам под дождем и лазать по деревьям.
Родители, сами живущие в виртуальном мире, как будто забыли, что с детьми нужно как можно больше общаться, начиная с первых дней их жизни, что необходимо развивать у детей все виды восприятия, предоставлять им возможность узнавать, как пахнут полевые цветы или первый снег, лесная земляника или осенние листья, какая теплая дорожка под босыми ногами в ясный солнечный день, и какой холодный снег, когда ты лепишь снеговика, сняв рукавички, как поют птицы в весеннем парке или шумит ветер в соснах в бору. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит английский физиолог Сьюзен Гринфилд.
Но мозг формируется только под воздействием внешних стимулов. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали окружающий мир не виртуально, а физически. Ребенок нуждается в приобретении опыта взаимодействия с окружающим миром и окружающими людьми. Мы должны помнить, что то, что не работает, – отмирает. Как у ребенка будут развиваться те участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, память, наконец, если он часами сидит у экрана гаджета?
«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга младенцев, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Не удивительно, что в цифровом мире, ребенок часто не может заговорить вовремя, а может и не заговорить вообще, если ему не прийти на помощь.
Родители должны знать, что, если ребенок не говорит в 2 года, у него есть отклонения в речевом развитии. Необходимо провести исследование, чтобы выявить причину отставания и вовремя начать лечение и коррекционные занятия. Нужно, не теряя времени обратиться к неврологу, проверить состояние слуховой функции ребенка у сурдолога, пройти диагностическое обследование у логопеда.
Родителям нужно понимать, что речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем, ни одной наукой, никаким знанием. Родная речь — золотая середина психики.
Как правило, специфическая задержка речевого развития характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания. У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.
Для таких детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) разработана образовательная программа дошкольного образования «Расти, малыш!» и методический комплект к ней. Программа прошла экспертизу и в настоящее время представлена в «Навигаторе программ» на сайте Федерального института развития образования. В программе описаны задачи и содержание работы учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, содержится комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности, обеспечивающее интеграцию усилий всех педагогов и родителей малышей; приведено описание предметно-пространственной развивающей среды, игр, упражнений и заданий для занятий во всех образовательных областях.
Занятия всех педагогов в соответствии с программой носят игровой характер, развивают все виды восприятия детей, все психические функции, направлены на полноценное интеллектуальное и физическое развитие.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется с позиции комплексного подхода, в ее организации принимают участие все специалисты и педагоги, мнение и помощь которых учитываются при разработке как коллективной, так и индивидуальных педагогических стратегий.
Основными направлениями работы учителя-логопеда в соответствии с программой являются развитие понимания речи и сенсорики, воспитание просодических компонентов, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, формирование активного словаря, элементарной фразы и использования в речи некоторых форм словоизменения, развитие разговорной, диалогической речи и навыков коммуникации. На подгрупповых занятиях учителя-логопеда используется оборудование для терапии сенсорной интеграции: сенсорные бассейны, сенсорные дорожки, сенсорные мешочки.
Программа предлагает включение в работу с детьми оборудования для мозжечковой стимуляции: фитболов, балансировочных досок, балансировочных комплексов, гамаков, качелей, так как нарушения в работе мозжечка приводят к отклонениям в развитии детей. Все педагоги на своих занятиях используют материалы и оборудование для развития сенсорики и обогащения тактильного опыта:
• пластилин, глину, тесто, пену;
• воду, песок, природные материалы (камешки, желуди, каштаны, шишки, чурбачки и т. п.);
• качели, фитболы, игрушки-качалки, гамаки, балансировочные доски (для стимуляции вестибулярного аппарата);
• игрушки-массажеры и вибрирующие игрушки;
• туннели, палатки, домики;
• бизиборды.
Программа предписывает с первых дней пребывания детей в группе ограничение звукового режима. Родителей нужно предупредить о том, что в жизни детей не должно быть телевизора, особенно в фоновом режиме,
планшетов, телефонов. Просмотр мультфильмов, соответствующих возрасту ребенка, допустим, но не более пятнадцати минут в день.
Объединение усилий педагогов и родителей в коррекционно-развивающем процессе – один из главных принципов программы.
Методические рекомендации учителя-логопеда для домашних занятий родителей с ребенком представлены в тетради «Занимаюсь с мамой», наполненной веселыми играми и развивающими заданиями. Родителям пригодятся и пособия из серии «Блокнот логопеда» с яркими картинками и забавными стишками, которые позволят вызвать у малышей первые звуки, а потом слова и предложения, помогут уточнить произношение простых звуков. Для домашних занятий разработаны и игры с магнитными фигурками из серии «Собирайка», и две книги «Добукварик», и тетради «Рисую с мамой».
Методический комплект пособий программы «Расти, малыш!» включает в себя пособия для учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, что обеспечивает интеграцию усилий всех участников коррекционного и образовательного процессов.