Получи документы

Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста

Татьяна Алферова
Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее десятилетие речевое развитие детей раннего дошкольного возраста меняется, и у части детей все дальше расходится с возрастными нормативами. Все больше детей — представителей цифрового поколения в раннем дошкольном возрасте страдает задержками речевого развития, имеет специфические расстройства речевого развития, расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления.

Публикация «Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования, которые проводятся в разных странах, доказывают, что в мозгу детей – представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на изменения, которые имеют место после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции. И это не удивительно. Для большинства детей окружающий мир сжался до экрана смартфона, а радиус активности детей сократился до минимума. Начиная с первых месяцев жизни, малыши проводят большую часть своего времени, уткнувшись в гаджет. Все больше современных детей не знает, что такое кататься с горки на лыжах или санках, как можно валяться в опавших листьях или в снегу, бегать по лужам под дождем и лазать по деревьям.

Родители, сами живущие в виртуальном мире, как будто забыли, что с детьми нужно как можно больше общаться, начиная с первых дней их жизни, что необходимо развивать у детей все виды восприятия, предоставлять им возможность узнавать, как пахнут полевые цветы или первый снег, лесная земляника или осенние листья, какая теплая дорожка под босыми ногами в ясный солнечный день, и какой холодный снег, когда ты лепишь снеговика, сняв рукавички, как поют птицы в весеннем парке или шумит ветер в соснах в бору. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит английский физиолог Сьюзен Гринфилд.

Но мозг формируется только под воздействием внешних стимулов. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали окружающий мир не виртуально, а физически. Ребенок нуждается в приобретении опыта взаимодействия с окружающим миром и окружающими людьми. Мы должны помнить, что то, что не работает, – отмирает. Как у ребенка будут развиваться те участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, память, наконец, если он часами сидит у экрана гаджета?

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга младенцев, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Не удивительно, что в цифровом мире, ребенок часто не может заговорить вовремя, а может и не заговорить вообще, если ему не прийти на помощь.

Родители должны знать, что, если ребенок не говорит в 2 года, у него есть отклонения в речевом развитии. Необходимо провести исследование, чтобы выявить причину отставания и вовремя начать лечение и коррекционные занятия. Нужно, не теряя времени обратиться к неврологу, проверить состояние слуховой функции ребенка у сурдолога, пройти диагностическое обследование у логопеда.

Родителям нужно понимать, что речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем, ни одной наукой, никаким знанием. Родная речь — золотая середина психики.

Как правило, специфическая задержка речевого развития характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания. У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности.

Для таких детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) разработана образовательная программа дошкольного образования «Расти, малыш!» и методический комплект к ней. Программа прошла экспертизу и в настоящее время представлена в «Навигаторе программ» на сайте Федерального института развития образования. В программе описаны задачи и содержание работы учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, содержится комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности, обеспечивающее интеграцию усилий всех педагогов и родителей малышей; приведено описание предметно-пространственной развивающей среды, игр, упражнений и заданий для занятий во всех образовательных областях.

Занятия всех педагогов в соответствии с программой носят игровой характер, развивают все виды восприятия детей, все психические функции, направлены на полноценное интеллектуальное и физическое развитие.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется с позиции комплексного подхода, в ее организации принимают участие все специалисты и педагоги, мнение и помощь которых учитываются при разработке как коллективной, так и индивидуальных педагогических стратегий.

Основными направлениями работы учителя-логопеда в соответствии с программой являются развитие понимания речи и сенсорики, воспитание просодических компонентов, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, формирование активного словаря, элементарной фразы и использования в речи некоторых форм словоизменения, развитие разговорной, диалогической речи и навыков коммуникации. На подгрупповых занятиях учителя-логопеда используется оборудование для терапии сенсорной интеграции: сенсорные бассейны, сенсорные дорожки, сенсорные мешочки.

Программа предлагает включение в работу с детьми оборудования для мозжечковой стимуляции: фитболов, балансировочных досок, балансировочных комплексов, гамаков, качелей, так как нарушения в работе мозжечка приводят к отклонениям в развитии детей. Все педагоги на своих занятиях используют материалы и оборудование для развития сенсорики и обогащения тактильного опыта:

• пластилин, глину, тесто, пену;

• воду, песок, природные материалы (камешки, желуди, каштаны, шишки, чурбачки и т. п.);

• качели, фитболы, игрушки-качалки, гамаки, балансировочные доски (для стимуляции вестибулярного аппарата);

• игрушки-массажеры и вибрирующие игрушки;

• туннели, палатки, домики;

• бизиборды.

Программа предписывает с первых дней пребывания детей в группе ограничение звукового режима. Родителей нужно предупредить о том, что в жизни детей не должно быть телевизора, особенно в фоновом режиме,

планшетов, телефонов. Просмотр мультфильмов, соответствующих возрасту ребенка, допустим, но не более пятнадцати минут в день.

Объединение усилий педагогов и родителей в коррекционно-развивающем процессе – один из главных принципов программы.

Методические рекомендации учителя-логопеда для домашних занятий родителей с ребенком представлены в тетради «Занимаюсь с мамой», наполненной веселыми играми и развивающими заданиями. Родителям пригодятся и пособия из серии «Блокнот логопеда» с яркими картинками и забавными стишками, которые позволят вызвать у малышей первые звуки, а потом слова и предложения, помогут уточнить произношение простых звуков. Для домашних занятий разработаны и игры с магнитными фигурками из серии «Собирайка», и две книги «Добукварик», и тетради «Рисую с мамой».

Методический комплект пособий программы «Расти, малыш!» включает в себя пособия для учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, что обеспечивает интеграцию усилий всех участников коррекционного и образовательного процессов.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2025 в 14:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная деятельность с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алферова (УИ 1131458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 апреля 2025 среда
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД