Елена Ворызгина
Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличивается количество людей (детей и взрослых) с нарушениями речи. Причиной нарушения речи считается несвоевременное и нерезультативное лечение, организация непродуктивной коррекционной деятельности. Как правило, у дошкольников наблюдаются проблемы фонематических процессов, грамматики, звукопроизношения разнообразного уровня, лексики и т. д.
Публикация «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Звукопроизношение составляет основу речевого процесса. Правильное произношение звуков необходимо ребенку для уверенного общения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Формирование навыков правильного звукопроизношения является достаточно сложным процессом, так как трудности возникают при обучении ребенка управлением собственными органами артикуляции, восприятии обращенной речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих.
Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методам преодоления речевых расстройств посвящены работы Е. А. Пожиленко, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, С. Е. Большаковой, Р. И. Лалаевой, Н. А. Чевелевой и, конечно же, классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Л. С. Волковой. Несмотря на относительную разработанность изучаемой проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях коррекции звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста. Кроме того, у большинства детей нарушения звукопроизношения входят в состав более сложных речевых расстройств, осложняются дизартрическими наслоениями, в силу чего звуки достаточно долго автоматизируются и с трудом вводятся в самостоятельную речь.
Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения происходит в три этапа:
1. Подготовительный
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Коррекционные занятия включают различные методы: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинетические упражнения, дидактические игры на фонематическое и зрительное восприятие, игры на развитие мелкой моторики и др. Неотъемлемым условием, способствующим выработке нормированных звуков и облегчающим ребенку процесс овладения умениями и навыками звукового оформления речи, явился адекватно выбранный способ постановки звуков. Для каждого ребенка он свой: по подражанию, механический и смешанный.
Коррекционно-развивающая деятельность оказывает положительное воздействие на детей, способствуя их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно, готовя их к обучению в школе.