Афанасий Семёнов
Коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся посредством традиционных игр народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с интеллектуальными нарушениями проходят обучение в школах VIII вида, где им предоставляется специально организованная комплексная психолого-педагогическая помощь.
Основная масса обучающихся в данных заведениях - это дети с клиническим диагнозом "олигофрения". У детей с нарушениями интеллекта отмечаются нарушения осанки, походки, плохая координация движений. Для умственно отсталых детей характерны наличия стереотипных действий, гиперкинезов, меняющийся мышечный тонус, поэтому оптимально организованная двигательная деятельность обучающихся коррекционных школ способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности умственно отсталого ребенка. Итак содержание работы учителя физической культуры, воспитателя, тренера, инструктора лечебной физической культуры должна быть насыщено такими упражнениями, играми, движениями, которые с одной стороны, могли быть адекватно восприняты детьми - олигофренами, с другой обеспечивали бы им высокий уровень физического воспитания и физической подготовленности. С учетом вышесказанного необходимо определить характер упражнений, игр объем и дозировку физических нагрузок, учесть их специфику и воздействие на детей. Урок физической культуры - также коррекционный урок, вырабатывающий у обучающихся гибкость, ловкость, выносливость, координацию силу, расширяет знания обучающихся о спортивных играх и упражнениях. На уроках используется национально - региональный компонент, наблюдается хорошая динамика физических показателей обучающихся. Внеклассная работа по физической культуре, секции, которые дети охотно посещают, воспитывают положительную мотивацию к учению, развивают спортивные и умственные возможности обучающихся. Творческие дела воспитывают умение адекватного реагирования детей в различных ситуациях. Обучающиеся овладевают основными моделями коммуникативного поведения. Исследователями установлено, что наиболее успешно развивается двигательная сфера умственно отсталых детей и корригируются их двигательные нарушения, когда практическая работа педагога строится на теоретических положениях, включающих следующие основные аспекты:
Публикация «Коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся посредством традиционных игр народа Саха» размещена в разделах
1. Необходимость гармонического физического развития с опорой на сохранные двигательные возможности;
2. Осмысление и словесная регуляция движений при выполнении физических упражнений;
3. Адекватность критериев обратной связи.
Опираясь на первое положение, учителя физической культуры в практической деятельности необходимо определить как сохранные, так нарушенные двигательные способности.
У умственно отсталого ребенка при оценке его двигательной сферы обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно выявить эти способности, а также определить степень нарушений, после чего можно подобрать соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности. Второй аспект определяет необходимость словесного опосредования движений выполняемых, как самим ребенком, так и его товарищами, расширяя тем самым словарный запас и способствуя развитию познавательных возможностей средствами физической культуры. Третье положение обосновывает необходимость обследования двигательной сферы такими методами, с помощью которых можно выявить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности.
Наиболее близкая, интересная и доступная для ребенка деятельность - это игра. Игра увлекает эмоционально захватывает ребенка. Однако игра умственно отсталого ребенка, чисто носит однообразный, примитивный характер: во время игры такие дети не проявляют инициативу и творчество. Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ребенка и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удается преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим умственно отсталым детям. Игра заменяет детям труд, она выводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Игры в условиях коррекционной школы одновременно имеют и коррекционное значение. Они развивают процессы внимания, памяти, наблюдательности, мышления. В игре развивается речь, волевые усилия.
Коррекционно - воспитательное влияние игры на обучающихся зависит от доходчивого объяснения, ее сути и содержания, правильного обучения игровым действиям, дозирования физических нагрузок, поддержания положительного эмоционального настроения. Объяснение обязательно надо сочетать с показом. при таком способе обучающиеся успешнее усваивают смысл игры. В начале игры, следует включать тех учеников, которые в основном ее хорошо усвоили. Остальные следят за действиями играющих. Наблюдая, отстающие дети постепенно усваивают игру с комментарием учителя, после чего сами становятся ее участниками.
Важным моментом является назначение ведущего игры. Ведущим должен быть подготовленный ученик. по мере повторения игры становится все больше учеников, которые могут быть ведущими. Дети, увлекаясь игрой, очень активно двигаются и могут переутомиться. Поэтому в нужный момент игру прерывают, давая в это время объяснения по ее дальнейшему совершенствованию. Затем игру можно продолжить. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей. Особенно чувствительны возбудимые дети. учителю следует так руководить игрой, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, чрезмерного возбуждения. Вот почему так важно правильно подвести итог игры: отметить победителей, поощрить тех, кто действовал по правилам и всех участников игры. Нужно, чтобы все дети остались довольны игрой.
Игра выполняет еще одну важную функцию: лечебно - оздоровительную. Использование подвижных и специальных оздоровительных развлечений должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с учениками. Способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, восстановлению после интеллектуальной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию нервно - психической регуляции. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения осанки, снимают утомления, вызванные интенсивными интеллектуальными нагрузками, создает у детей состояние психологического комфорта. Особенно ярко такой эффект достигается когда игры сопровождаются музыкой.
1. Якутские национальные прыжки.
"Куобах" Заячьи прыжки, прыжок одновременно двумя ногами;
"Кылыы" танец Стерха, прыжок на одной ноге;
"Ыстанга" бег Оленя прыжок с ноги на ногу.
Коррекционные задачи : развитие прыгучести, координации движений.
Играют две команды. Игрок первой команды от отмеченной линии выполняет три прыжка вперед. Участник из другой команды выполняет так же три прыжка в обратном направлении с того места, где предыдущий закончил. Победителем считается команда, игроки которой опередили по длине прыжков соперника.
2. "Волк и жеребята"
Коррекционные задачи : развитие быстроты, внимательности, координации, ловкости.
На игровой площадке вычерчивается несколько больших кругов - "пастбищ", где находятся "жеребята" и их защитники - несколько "лошадей". "Волк" располагается вне "пастбища", "жеребята" активно передвигаются с одного "пастбища" на другое. В это время "волк" старается поймать "жеребят". Победителем считается тот "волк" который больше поймал "жеребят".
3. "Навьючивание коня"
Коррекционные задачи : развитие силы, сноровки быстроты и ловкости.
На расстоянии 10-15 м. от места старта становится гимнастические кони. участники по сигналу взваливают гимнастические маты на плечи, преодолевают дистанцию бегом, накладывают "груз" поперек "коней", садятся на них верхом и поднимают руку вверх. С момента старта до поднятия руки засекают время.
4. Упражнение в равновесии (Халбас харата).
Коррекционные задачи : развитие внимательности, ловкости, меткости координации.
Два участника стоят друг против друга на гимнастической скамейке и пытаются сбить соперника захватами, толчками выше пояса. Победителем считается тот кто сбил соперника.
5. Перетягивание с "Ярмом"
Коррекционные задачи : развитие силы выносливости, сноровки.
На площадке отмечаются три линии - стартовая, две - финишные, расположенные на ровном расстоянии от первой. Лента длиной 2-3 м. с соединенными концами надевается, как ярмо, на шею с продеванием через подмышки на двух играющих. Каждый из играющих по команде пытается уползти на четвереньках за свою линию и перетянуть другого.