Татьяна Владимировна Бородина
Коррекция нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей раннего дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Бородина Т. В.
Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. Ритмическую слоговую структуру слова составляют: место ударения, количество слогов, их состав (различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в середине и в конце слова) и последовательность в слове.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл, мицанелъ (милиционер, касанавт (космонавт, и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипед - велосипедист, стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика). и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Дети, которые произносят одним слогом слова, путают слоги, «проглатывают» слоги, говорят на непонятном языке. Это дети с нарушениями слоговой структуры слова.
1. Нарушение количества слогов:
• Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
• Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
• Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
• Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
• Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
• Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
• Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Диспраксия - нарушение слоговой структуры слова.
А. К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
• Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
• Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
• Односложные (дом, мак).
• Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
• Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
• Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
• Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
• Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
• Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
• Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
• Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
• Односложные со стечением в конце слова (зонт).
• Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
• Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Предварительная работа.
Чтобы научить ребенка произносить простые слова, нужно научить произносить простые слоги. Самая большая сложность – это сложность переключения слогов. Ребенок хорошо произносит слог изолированно, но не произносит целое слово (например, без труда изолированно произносит слог «ды» и слог «ня», но невозможно произнести слово «дыня»). Проблема с артикуляционным праксисом – ребенок не понимает какую артикуляционную позу нужно принять для того, чтобы переключиться с одной артикуляционной позы на другую. Необходима целенаправленная работа.
Для эффективной коррекционной работы должен быть комплексный подход. Недостаточно развивать только речь, необходимо развивать три вида праксиса. Диспраксия – это затруднение или невозможность выполнения каких-либо целенаправленных и последовательных движений:
- движение тела (ребенок должен научиться управлять своим телом);
- пальцевый праксис (ребенок должен научиться управлять своими пальцами);
- артикуляционный праксис (ребенок должен научиться управлять своим артикуляционным аппаратом).
Развитие соматогнозиса – научить ребенка пользоваться своими органами, нужными для правильного и адекватного восприятия (осязания, обоняния и т. д. - сенсорные комнаты, игры с тактильными материалами, «волшебные мешочки»). Ребенок должен пользоваться различными рецепторами и управлять своим телом.
Онтогенез развития общей моторики
Возраст от 1 до 3 лет.
Новый этап в развитии ребенка начинается, когда он научается самостоятельно ходить. Говоря словами И. М. Сеченова: «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».
В этот период ребенок должен овладеть специфически человеческими движениями и формами поведения (еда из посуды, соблюдение опрятности и т. п., правильными действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми приборами и др.). На основе предметных действий возникают игры, в которых ребенок пытается воспроизвести наблюдаемые им способы обращения с различными предметами: кормит куклу, возит коляску и т. п.
В этом возрасте происходит формирование не только движений рук. Первое время движения при ходьбе еще очень неуклюжи, что усугубляется чисто биомеханическими причинами (высокое расположение центра масс тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей). Ходьба и бег еще не отличаются друг от друга.
Примерно к 2 годам формирование акта ходьбы в общих чертах заканчивается (хотя некоторые тонкие биомеханические особенности в ходьбе детей по сравнению с ходьбой взрослых остаются вплоть до школьного возраста).
Основным способом научения в этом возрасте является подражание.
Возраст от 3 до 7 лет.
Моторику детей этого возраста Н. А. Бернштейн охарактеризовал как «грациозную неуклюжесть». Дети этого возраста овладевают большим количеством разных движений, но их движения еще недостаточно ловки и координированы.
В этот период ребенок впервые овладевает так называемыми орудийными движениями, т. е. движениями, где желаемый результат достигается посредством орудия, инструмента (учится пользоваться ножницами, пишущими инструментами, молотком и т. п.).
У младших дошкольников (3-4 года) формируются навык бега, в частности появляется фаза полета, попеременные движения рук при ходьбе и беге (в 7 лет такие движения наблюдаются уже у 95% детей).
Дети впервые овладевают прыжками (сначала подпрыгиваниями на месте, затем на одной ноге, метаниями и действиями с мячом.
Все эти навыки осваиваются постепенно. В возрасте после 4 лет начинают проявляться устойчивые двигательные предпочтения в использовании одной из сторон тела (право- или леворукость, активно используются туловище и ноги.
Моторное планирование – развитие способности делать целенаправленные и последовательные движения. Если ребенок научился делать одно движение, то он может произнести один слог. Чтобы переключаться со слога на слог, ребенок должен овладеть серией последовательных движений. Принцип: «Повтори серию движений» (например, положи руки на голову, потом хлопни в ладоши»). Для старших детей предлагаются серии из 3-х или 4-х движений. Такой же принцип работы и над мелкой моторикой (например, «нажми на белый камень пальцем, на синий камень кулачком»).
Онтогенез развития мелкой моторики
7–10 месяцев – этап «соотносящего» действия. В этот период ребенок уверенно сжимает игрушку, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью, соотносит предмет с определенным местом в пространстве. Автономность и самостоятельность действий пальцев отмечается с 10 месяцев.
В 1 год и 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем и указательный палец. Далее на протяжении всего раннего детства интенсивно развиваются тонике движения всех пальцев. К трем годам движение пальцев ребенка можно назвать относительно сходными с движениями рук взрослого человека.
3 года – открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Режет ножницами.
4 года – берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Держит карандаш пальцами, повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. Собирает и строит из 9 кубиков. Разбирает, складывает трехсоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Складывает разрезную картинку из 2–3 частей путем проб. Поочередно загибает пальцы отдельно каждой рукой, ударяет ребрами прямых ладоней по столу, постукивает пальцами по столу; правильно определяет большой палец.
5 лет – разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем проб и ошибок или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша, человека (2–3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешочке на ощупь. Лепит из пластилина (2–3 части). Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
6 лет – аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Копирует сложные рисунки, буквы и цифры. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец.
7 лет – полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка и т. п.). Свободно различает большой палец, мизинец и указательный.
Сначала ребенок учится владеть своим телом, потом мелкой моторикой (особенно важен «пинцетный» захват, потом научится чувствовать органы артикуляции. Все начинается с тела.
Еще одной причиной нарушения слоговой структуры слова является нарушение фонематического восприятия (ребенок некорректно слышит звуки речи). Речевая слуховая агнозия.
Слухоречевая память – возможность слышать и запоминать речевые инструкции (например, «положи яблоко в зеленую кастрюлю, а грушу в красную»). Развивая слухоречевую память ребенку будет легче запомнить последовательность слогов в слове.
Необходима коррекционная работа над речевым дыханием. Из-за недостаточного речевого выдоха ребенку бывает сложно проговорить слово.
Пространственные и временные представления:
— уровень пространства собственного тела;
— уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;
— взаимоотношения внешних объектов между собой;
—двухмерное пространство (на листе бумаги).
Работа над ритмом – визуально-ритмические ряды (серийная и последовательная обработка информации). Перед ребенком выкладываются серии предметов в различной последовательности: 1:1, 2:1, 1:2, 1:1:1. Коартикуляция – когда к визуально-ритмическим рядам подключается речь (звуки, слоги, слова).
Планы-конспекты занятий по коррекции слоговой структуры слова.
Подготовительный этап
Занятие 1
Овладение своим телом (соматогнозис) Развитие фонематического слуха ФС
Развитие слухоречевой памяти
СРП Развитие пространственно-временных понятий
ПВП Работа над ритмом (визуально-ритмические ряды) ВРР Работа над слоговой структурой слова
ССС
Общая
моторика Мелкая моторика Артикуляционная моторика
Последовательно
Выполнить серию движений: - бросить мяч верх двумя руками, одной рукой. Массаж пальцев рук и ладоней колючим шариком Мимическая и артикуляционные упражнения Развитие неречевого слуха (звучащие игрушки: губная гармошка, свисток, дудочка) Картинный материал подбираем в соответствии с лексической темой:
- закрой яблоко и банан;
- закрой яблоко, банан и апельсин.
Далее 4 и более предметов. Развитие ориентировки в схеме собственного тела.
- покажи, какой рукой ты ешь, рисуешь и т. д. ;
- покажи правую (левую) руку;
- покажи игрушку правой (левой) рукой;
- возьми предмет в правую (левую) руку Это серия целенаправленных последовательных предметов.
Горизонтальный ряд.
1:1
Палочка, монетка Звукоподражания