Папки-передвижки

Коррекция дисграфии, упражнения

Лариса Лукьяненко
Коррекция дисграфии, упражнения
▼ Скачать + Заказать документы

Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.

1. При списывании.

При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.

Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА, (проверка - списывание или устный ответ).

2. При диктанте.

Публикация «Коррекция дисграфии, упражнения» размещена в разделах

При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т. п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т. п.).

Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит ( часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).

Натренировать фонематический слух помогут:

1) выборочные (выбрать слово с заданным звуком) диктанты;

2) распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты ;

Тексты диктантов можно выбирать из сборников диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки.

Диктанты сперва - устные (ответ - карточками, а потом - письменные.

Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что :

1) "вид буквы" (в книге,

2) "звук буквы" (на слух,

3) мышечная память губ и языка (произношение)

4) мышечная память руки (написание)

Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.

Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.

Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова.

Вспомогательные материалы для коррекции

https://www.maam.ru/users/LARISA111/photos/private24692.html

1) наборы букв, цифр, знаков (точки, запятые, плюсы, минусы и т. д.)

2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв.

3) цветные карточки с буквами (цветной картон, слогами, ( например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.)

4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом, если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.

5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т. е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.

Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях (с хорошим крупным шрифтом).

1. Закрашивание букв в табличках.

В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.

2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.

2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).

2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди (в следующем тексте или наборе слов).

3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).

3.1. Слова с "С"- синим цветом.

3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.

3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.

4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:

С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).

5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.

Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).

6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т. е должны быть "обведены" только 2 лова).

7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).

В процессе коррекции дисграфии я ЗАМЕТИЛА, что:

- СПЕРВА ребенок не узнавал буквы - конкретные на конкретном месте.

Я указывала на конкретную букву, а он называл неправильный звук.

Научила (упражнениями по закрашиванию клеточек в таблице и обведению букв в тексте).

- ПОТОМ когда смотрит на текст "видит" отдельные буквы,

а слово ЦЕЛИКОМ не видит.

Сделали аналогично. Стали искать и обводить цветными карандашами заданные СЛОВА, с заданным НАБОРОМ букв, например

(две буквы "А"; или "О" и "А"; или слово "ОН", "ВЗЯЛ", "Математика" и др. (желательно чтобы в текстах их было много).

Нужно ТОЧНО указывать на ЧТО обращать внимание, а потом проверить сможет сам найти в тексте заданное слово и сколько раз оно встречается в тексте посчитать.

Заметила что шрифт обязательно должен быть крупный жирный, промежутки между строками тоже желательно побольше, чтобы было легче читать, легче искать, глаза не ТАК быстро устают.

И когда проходили темы: существительное, прилагательное, глагол-

тоже искали и обводили- ВСЕ предметы, ВСЕ признаки, ВСЕ действия.

ИНАЧЕ правило "не откладывалось" и не закреплялось.

Если текст нужно было прочитать и пересказать: обводили разными карандашами

1) ВСЕХ действующих лиц,

2) их признаки,

3) их действия.

Сейчас (4 класс) вроде полегче, быстрее запоминает, но если письменно нужно пересказать, то весь пересказ- это одно предложение на полстраницы, ни точек ни запятых. Предстоит научиться.

Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.

1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов, ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук.

Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести (глядя на картинку "предмет + буква").

"Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).

Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -«гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). (картинка гуся).

Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные, интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.

1.1. сперва "прорабатываем" звук №1

Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.

1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).

2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)

2.1. слова с одним из звуком (или или) ("сом", "шапка").

2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т. п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).

3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).

4. Написать распределительный диктант ( распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)

5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).

За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.

Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).

Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) :

1) количество слогов;

2) "твердый" или "мягкий" звук у согласной в ЭТОМ слоге;

3) открытый или закрытый слог.

Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) и потренироваться:

1) красным отметить "мягкие" слоги ( например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ);

2) синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ)

для одной и той же согласной на выбор.

Сделать карточки со слогами (синие и красные, проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :

1. группа слогов (и "твердые" и "мягкие").

2. группа слов (с "нужными" слогами).

Для закрепления можно:

1) поискать в тексте слова со слогами из ЭТИХ БУКВ;

2) обвести СООТВЕТСТВУЮЩИМИ разными цветами СЛОГИ;

3) написать распределительный диктант.

Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы,

СОВСЕМ другие слова, полезно будет:

1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом.

(например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо").

учебное пособие Узоровой "Русский язык 1 класс"

(только выполнять 1-2 столбика за 1 раз, не больше, а то ребёнок сильно устанет)

2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками".

После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.

3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку", «Орфографический тренажер».

4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое.

В подобранных текстах найти и обвести :

( например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную) :

"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.)

- сперва ТОЛЬКО «нужные» окончания во всех словах;

- потом все СЛОВА целиком с «нужными» окончаниями;

- прочитать ПРАВИЛЬНО (текст, обязательно;

- научиться читать правильно без цветных "подсказок".

Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).

ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:

1) громко - тихо

2) быстро - медленно.

Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.

ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".

Я использовала для обозначения "мягкости" и "твёрдости" звуков ЦВЕТ

(красный и синий для слогов, голубой и розовый для гласных звуков).

Белый фон квадратиков--- "глухие" звуки,

Серый фон квадратиков ---"звонкие" звуки.

Публикации по теме:

«Добрый урожай»«Добрый урожай» Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам, как мы собрали большой, богатый урожай овощей и решили сделать заготовки на зиму.

Исследовательская работа по литературе учащихся 5 класса по теме «Великий уральский сказочник Павел петрович Бажов» Микро-проект по литературе выполнен учащимися 5 класса после изучения сказа Павла петровича Бажова "Медной горы хозяйка". Для работы над.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция дисграфии, упражнения
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 13:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция дисграфии, упражнения» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Лукьяненко (УИ 73100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД