Лариса Лукьяненко
Коррекция дисграфии, упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.
1. При списывании.
При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.
Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА, (проверка - списывание или устный ответ).
2. При диктанте.
Публикация «Коррекция дисграфии, упражнения» размещена в разделах
При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т. п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т. п.).
Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит ( часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).
Натренировать фонематический слух помогут:
1) выборочные (выбрать слово с заданным звуком) диктанты;
2) распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты ;
Тексты диктантов можно выбирать из сборников диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки.
Диктанты сперва - устные (ответ - карточками, а потом - письменные.
Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что :
1) "вид буквы" (в книге,
2) "звук буквы" (на слух,
3) мышечная память губ и языка (произношение)
4) мышечная память руки (написание)
Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.
Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.
Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова.
Вспомогательные материалы для коррекции
https://www.maam.ru/users/LARISA111/photos/private24692.html
1) наборы букв, цифр, знаков (точки, запятые, плюсы, минусы и т. д.)
2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв.
3) цветные карточки с буквами (цветной картон, слогами, ( например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.)
4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом, если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.
5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т. е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.
Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях (с хорошим крупным шрифтом).
1. Закрашивание букв в табличках.
В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.
2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.
2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).
2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди (в следующем тексте или наборе слов).
3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).
3.1. Слова с "С"- синим цветом.
3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.
3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.
4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:
С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).
5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.
Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).
6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т. е должны быть "обведены" только 2 лова).
7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).
В процессе коррекции дисграфии я ЗАМЕТИЛА, что:
- СПЕРВА ребенок не узнавал буквы - конкретные на конкретном месте.
Я указывала на конкретную букву, а он называл неправильный звук.
Научила (упражнениями по закрашиванию клеточек в таблице и обведению букв в тексте).
- ПОТОМ когда смотрит на текст "видит" отдельные буквы,
а слово ЦЕЛИКОМ не видит.
Сделали аналогично. Стали искать и обводить цветными карандашами заданные СЛОВА, с заданным НАБОРОМ букв, например
(две буквы "А"; или "О" и "А"; или слово "ОН", "ВЗЯЛ", "Математика" и др. (желательно чтобы в текстах их было много).
Нужно ТОЧНО указывать на ЧТО обращать внимание, а потом проверить сможет сам найти в тексте заданное слово и сколько раз оно встречается в тексте посчитать.
Заметила что шрифт обязательно должен быть крупный жирный, промежутки между строками тоже желательно побольше, чтобы было легче читать, легче искать, глаза не ТАК быстро устают.
И когда проходили темы: существительное, прилагательное, глагол-
тоже искали и обводили- ВСЕ предметы, ВСЕ признаки, ВСЕ действия.
ИНАЧЕ правило "не откладывалось" и не закреплялось.
Если текст нужно было прочитать и пересказать: обводили разными карандашами
1) ВСЕХ действующих лиц,
2) их признаки,
3) их действия.
Сейчас (4 класс) вроде полегче, быстрее запоминает, но если письменно нужно пересказать, то весь пересказ- это одно предложение на полстраницы, ни точек ни запятых. Предстоит научиться.
Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.
1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов, ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук.
Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести (глядя на картинку "предмет + буква").
"Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).
Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -«гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). (картинка гуся).
Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные, интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.
1.1. сперва "прорабатываем" звук №1
Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.
1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).
2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)
2.1. слова с одним из звуком (или или) ("сом", "шапка").
2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т. п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).
3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).
4. Написать распределительный диктант ( распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)
5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).
За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.
Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).
Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) :
1) количество слогов;
2) "твердый" или "мягкий" звук у согласной в ЭТОМ слоге;
3) открытый или закрытый слог.
Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) и потренироваться:
1) красным отметить "мягкие" слоги ( например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ);
2) синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ)
для одной и той же согласной на выбор.
Сделать карточки со слогами (синие и красные, проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :
1. группа слогов (и "твердые" и "мягкие").
2. группа слов (с "нужными" слогами).
Для закрепления можно:
1) поискать в тексте слова со слогами из ЭТИХ БУКВ;
2) обвести СООТВЕТСТВУЮЩИМИ разными цветами СЛОГИ;
3) написать распределительный диктант.
Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы,
СОВСЕМ другие слова, полезно будет:
1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом.
(например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо").
учебное пособие Узоровой "Русский язык 1 класс"
(только выполнять 1-2 столбика за 1 раз, не больше, а то ребёнок сильно устанет)
2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками".
После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.
3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку", «Орфографический тренажер».
4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое.
В подобранных текстах найти и обвести :
( например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную) :
"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.)
- сперва ТОЛЬКО «нужные» окончания во всех словах;
- потом все СЛОВА целиком с «нужными» окончаниями;
- прочитать ПРАВИЛЬНО (текст, обязательно;
- научиться читать правильно без цветных "подсказок".
Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).
ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:
1) громко - тихо
2) быстро - медленно.
Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.
ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".
Я использовала для обозначения "мягкости" и "твёрдости" звуков ЦВЕТ
(красный и синий для слогов, голубой и розовый для гласных звуков).
Белый фон квадратиков--- "глухие" звуки,
Серый фон квадратиков ---"звонкие" звуки.