Кристина Петрова
Конспект занятия по корркции дисграфии у младших школьников
ТЕМА: «ГЛАСНЫЕ А-Я»
Цели:
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закреплять знания детей о гласных; сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова;
• КОРРЕКЦИОННЫЕ : развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание;
• ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание любви к родному языку.
Оборудование: Предметная картинка (паровоз с вагонами, буквы А-Я, плоскостные фигурки парашютистов (с картинками на буквы А-Я, маршрутные листы, речевой материал.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Орг. момент.
Приветствие.
Публикация «Конспект занятия по корркции дисграфии у младших школьников» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Логопед: «Вы любите путешествовать?» (Да.)
Логопед: «Ребята, сегодня мы с отправимся в интересное путешествие по стране Грамотейка. Вы будете машинистами паровоза. (На доске картинка паровоза с двумя вагонами и названиями станций). У вас будут необычные пассажиры – гласные буквы А и Я. (Расставляет буквы в вагоны). Тема нашего занятия : «Гласные буквы А – Я». Для того чтобы отправиться в путь, вы как настоящие машинисты, должны пройти подготовку. Кто справится, получит маршрутный лист. Он нужен для того, чтобы не сбиться с пути».
II. Основная часть.
1) Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.
Логопед: «Чтобы получить маршрутный лист, ответьте на мои вопросы:
- Что вы знаете о гласных буквах а, о, у, э, ы? (Они указывают на твердость предыдущего согласного.)
- Что вы знаете о гласных е, ё, ю, я, и? (Они указывают на мягкость предыдущего согласного.)
- Какой звук обозначает гласная буква А? (Звук [а].)
- На что указывает буква А, если она находится после согласной буквы? (Буква А указывает твердость предыдущего согласного.)
- Какой звук обозначает гласная буква Я? (Звук [а].)
- На что указывает буква Я, если она находится после согласной буквы? (Буква Я указывает на мягкость предыдущего согласного.)
- Молодцы!
2) Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед: «Послушайте: МА-МА-МА. Скажите, как звучат согласные перед гласной а?» (Согласные звучат твердо.)
Логопед: «Послушайте: МЯ-МЯ-МЯ. Скажите, как звучат согласные перед гласной я?» (Согласные звучат мягко.)
Логопед: «Молодцы! Вы успешно прошли подготовку и теперь можем отправляться в путешествие». (Раздает маршрутные листы).
Логопед с детьми сгибает руки в локтях и имитируют движения колес поезда. Приближаются к первой станции. Поднимают правую руку и имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-у!».
1. Станция «Галкино».
Логопед: «Мы прибыли на первую станцию. Давайте прочитаем, как она называется». (Станция называется «Галкино»).
- Посмотрите на свои маршрутные листы. Ваше первое задание: поставьте галочку возле верного утверждения.
(Учащиеся работают самостоятельно в своих маршрутных листах).
- Выполнили? (Да). Молодцы! Отправляемся дальше!
После выполнения задания логопед с детьми сгибает руки в локтях и имитируют движения колес поезда. Приближаются ко второй станции. Поднимают правую руку и имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-у!».
2. Станция «Добавлялкино».
Логопед: «Мы прибыли на вторую станцию. Давайте прочитаем, как она называется». (Станция называется «Добавлялкино»).
- Посмотрите на свои маршрутные листы. Допишите гласную букву А или Я.
(Учащиеся работают самостоятельно в своих маршрутных листах).
- Все готовы? (Да). Молодцы! Отправляемся дальше!
После выполнения задания логопед с детьми сгибает руки в локтях и имитируют движения колес поезда. Приближаются к третьей станции. Поднимают правую руку и имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-ту!».
3. Станция «Зарядкино».
Логопед: «Мы прибыли на третью станцию. Давайте прочитаем, как она называется». (Станция называется «Зарядкино»).
- Эта станция означает, что нам с вами надо немного отдохнуть.
- Мы сделаем зарядку для наших глаз. Я буду читать стихотворение, вы выполняйте те действия, про которые я прочитала.
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
- Отдохнули? (Да). Молодцы! Отправляемся дальше!
После выполнения задания логопед с детьми сгибает руки в локтях и имитируют движения колес поезда. Приближаются к четвертой станции. Поднимают правую руку и имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-у!».
4. Станция «Парашутино».
Логопед: «Мы прибыли на четвертую станцию. Давайте прочитаем, как она называется». (Станция называется «Парашутино»).
- На этой станции поиграем в игру. Игра называется «Посади парашютиста на свою полянку». Перед вами три полянки; первая с буквой А, вторая с буквами А-Я, третья с буквой Я. На каждом парашютисте картинки с буквами. Определите какие буквы будем писать в названиях этих картинок, посадите парашютистов на соответствующие полянки.
(У каждого игрока по 3-4 парашютиста. Выкладывают по очереди. Два варианта игры: 1-ый – дети по очереди проговаривают и выкладывают парашютистов на полянки; 2-ой – дети выполняют самостоятельно, в конце игры проверяет логопед).
- Понравилась игра? (Да). Молодцы! Отправляемся дальше!
После выполнения задания логопед с детьми сгибает руки в локтях и имитируют движения колес поезда. Приближаются к пятой станции. Поднимают правую руку и имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-у!».
5. Станция «Списалкино».
Логопед: «Мы прибыли на пятую станцию. Давайте прочитаем, как она называется». (Станция называется «Списалкино»).
- Посмотрите на свои маршрутные листы. Ваше необходимо списать предложение, вставив буквы А, Я.
(Учащиеся списывают предложение в рабочую тетрадь).
- Списали? (Да). Подчеркните красным карандашом гласные буквы А, Я. Хорошо! Теперь возьмите зеленый и синий карандаши и подчеркните согласные буквы перед гласными буквами А, Я. Справились? (Да). Молодцы! Можем отправляться дальше!
После выполнения задания логопед с детьми сгибает руки в локтях и имитируют движения колес поезда. Приближаются к последней станции. Поднимают правую руку и имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-Ту!».
6. Станция «Светофорино».
Логопед: «Мы прибыли на последнюю станцию. Давайте прочитаем, как она называется». (Станция называется «Светофорино»).
- Ваше последнее задание: вы должны оценить себя и свою работу на занятии. На ваших маршрутных листах два светофора. Вы работаете с первым светофором. Если у вас не было затруднений при выполнении заданий раскрасьте третий кружок зеленым карандашом. Если были небольшие трудности или ошибки – раскрашивайте второй кружок желтым карандашом. Если вам было трудно выполнять все задания и было много ошибок – раскрашивайте первый кружок красным карандашом.
(Учащиеся работают самостоятельно в своих маршрутных листах).
- Справились? (Да). Молодцы!
III. Итог занятия.
Логопед: «Путешествие наше подошло к концу!»
- Какие гласные буквы мы различали? (Мы различали гласные буквы А-Я)
-На что указывает гласная буква Я? (Гласная буква Я указывает на мягкость предыдущего согласного).
-На что указывает гласная буква А? (Гласная буква А указывает на твердость предыдущего согласного).
- Какое задание вам понравилось больше всего? (Игра «Посади парашютиста на свою полянку»).
- На следующем занятие вы узнаете, как вашу работу оценила я. Всем спасибо за работу. Вы занимались. Молодцы! Занятие окончено.