Елизавета Солодянкина
Коррекция детских страхов методом сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция детских страхов методом сказкотерапии
Дети боятся громких и резких звуков, особенно внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. В принципе, эти страхи легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения. Но как быть с другими страхами?
Публикация «Коррекция детских страхов методом сказкотерапии» размещена в разделах
Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Причем многие страхи кажутся ни с чем не связанными и ничем не объяснимыми. Большинство взрослых, как это ни странно, считают детские страхи выдумками малышей, их капризами и не уделяют им должного внимания, а между тем детские страхи являются серьезной проблемой. Страхи, которые отличаются устойчивостью, являются наиболее опасными для человека. Во взрослом возрасте многие детские страхи становятся неврозами.
Чтобы глубже понять, что же такое страх обратимся к определениям различных авторов.
По мнению А. С. Спиваковской, страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
А. И. Захаров считает страх аффективным (эмоционально заостренным) отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер.
От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха, тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.
Работая с детскими страхами и их проявлениями, необходимо понять, что при этом считается нормой, а что патологией. В психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до достижения 16-18-летнего возраста.
Как же можно выявить детские страхи?
Существуют различные методы диагностики страхов. Методика может быть в форме беседы, также используются проективные методы диагностики, например, «Несуществующее животное», а можно ребенку прочитать и разыграть в ролях сказки. Например, это может быть сказка Виталии Лавреньевой, с которой можно познакомиться в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Путь к волшебству», также методика «Волшебная страна чувств» будет интересна детям.
Коррекция детских страхов может осуществляться различными способами. Страхи можно рисовать, их можно проигрывать, можно использовать в качестве борьбы со страхом лепку из пластилина. Подробнее же хотелось остановиться на таком методе коррекции страхов как сказкотерапия.
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:
1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
2. Неопределенность места действия главного героя, позволяющая наполнить пространство сказки значимыми образами.
3. Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.
4. Победа добра, дающая психологическую защищенность.
5. Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.
Сказка – это один из наименее травмоопасных и бесболезненных способов психотерпии. Ведь ребенку не навязывают своего мнения, ребенка не учат как правильно поступать в той или иной ситуации. Дети, слушая, сочиняя и проигрывая сказки сами могут прочувствовать на себе ситуацию, случившуюся с главным героем и понять, как ему правильно поступить. Для ребенка создаются условия выбора правильного пути и соответственно выбора как ему решить свою проблему. Ребенок через переживание чувств героя понимает, как можно избавиться от своего собственного страха.
Коррекционно-развивающее сказкотерапевтического занятия имеет структуру, которую выделила Т. Д. Зинкевич-Евстигеева.
Первый этап – ритуал «входа» в сказку. Необходимо создать настрой на работу, войти в сказку. Это может быть какое-нибудь коллективное упражнение.
Второй этап – повторение. Дети вспоминают то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, чему научились.
Третий этап – расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они научиться, попробовать, помочь какому-либо герою сказки.
Четвертый этап – закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт.
Пятый этап – интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который получили.
Шестой этап – резюмирование. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
Седьмой этап – ритуал «выхода» из сказки. На этом этапе повторяется ритуал «входа» с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все чему ы научились». Ребята протягивают руки в круг, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Дети, как и взрослые, все разные. Один ребенок любит сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, кто-то любит рисовать. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширит его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказка приобщает ребенка к жизни. На примерах сказочных героев ребенок учится справляться с различными жизненными ситуациями, разбираться в людских характерах. Ребенок через переживание сказочной ситуации учится самостоятельно бороться со своими страхами и тревогами.