Екатерина Горшкова
Коррекция алалии
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛАЛИИ
На возникновение алалии оказывают влияние различные экзогенные и эндогенные отрицательные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в период до года. Максимально полные исследования причин алалии были проведены российским логопатологом В. А. Ковшиковым на материале 300 историй болезней детей с алалией. По его данным:
1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет – 66,9%
2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей – 72%
Публикация «Коррекция алалии» размещена в разделах
3. Патология во время беременности у 92% матерей:
- сильный токсикоз у 30%;
- соматические заболевания (грипп и ОРЗ) перенесли 36,3% матерей;
- угрожающий выкидыш 12,6%;
- психотравмы 11,3%;
- неправильное положение плода 8%;
- кровотечения 5,6%;
- попытки прерывания беременности 3%;
- резус-несовместимость 2,6%.
4. Во время родов:
- роды раньше или позже срока 36,6%
- патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) 67,3%;
- осложнения родов 44,6% (стимуляция, наложение щипцов);
- травмы головы 24%;
- родились в асфиксии 66%;
- одновременно и травма, и асфиксия 22%, т. е. в общей сложности 88% детей родились в асфиксии, и как следствие асфиксии: двустороннее поражение мозга, т. е. левой и правой гемисферы, а далее нарушение языковой системы.
5. В первые годы жизни (до 1 года)
- 94% детей до года имели частые и разнообразные заболевания
(ОРЗ - 31%, пневмония - 23%, детские инфекции - 15,3%, желудочные заболевания - 12,6%, грипп - 9%).
- небольшой процент детей имели мозговые заболевания (4,7%) и ушибы головы (5,3%).
6. Наследственность отмечалась в 6% случаев.
Следует отметить, что алалию, скорее всего, вызывает не один какой-либо фактор, а их совокупность (3 и более вредоносных фактора, что влияет на формирование нервной системы ребенка в целом и на речевую функцию в частности.
АЛАЛИЯ БЕЗ КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРОГРЕССИРУЕТ
После появления речи (слов и фраз) –речь развивается медленнее, без коррекционной работы отставание от сверстников увеличивается с каждым годом.
Речь при речевой алалии обладает искаженным патологическим сценарием развития. Ошибки в речи самостоятельно не исправляются, не изживаются, а множатся.
Если в 2-3 года ребенок с алалией имеет первично сохранный интеллект (они умненькие, забавные, сообразительные, то к 4-5 годам, из-за отставания в речевом развитии, становится заметно отставание в интеллектуальном развитии (У детей с сенсорной алалией это заметно раньше). А к первому классу школы психиатры им обоснованно пишут «вторичное снижение интеллекта» и могут рекомендовать специализированное учебное заведение вместо обычной школы.
До 2 лет большинство детей с алалией не имеют психологических проблем, позже психиатры им ставят Задержку Психического Развития, которая прогрессирует и приводит к отклонениям в психике (замкнутость или, наоборот, агрессия). Большинство родителей, начавших у меня заниматься после 5 лет, бросают логопедические занятия по причине того, что уже не могут справиться с ребёнком. Всему виной сложность речевой алалии.
ЛЕЧЕНИЕ (ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ) АЛАЛИИ
Использование современных психолингвистических методик при коррекции данных нарушений - залог успеха коррекционной работы. (При работе с моторной алалией они входят в «Языковую концепцию»). Именно Психолингвистический подход преподают сейчас в университетах будущим логопедам вместо устаревшего звукового подхода, который эффективен при коррекции анартрии.
Логопедическая работа требует ежедневной многочасовой работы. Поэтому логопед в одиночку без помощи родителей или специального детского сада для детей с ТНР часто не может справиться, и это является причиной отказа логопедов от индивидуальных занятий с детьми с алалией. Наиболее частое обращение ко мне по коррекции алалии – «Вы у нас 4…. 8 логопед, все остальные от нас отказались».
В лечении алалии важно создание правильной языковой среды – для каждого вида алалии своя специфика.
Создание правильной информационной среды: моторным алаликам требуется много новой информации, впечатлений и эмоций; детям с сенсорной алалией искусственно создают «информационный голод» на первых этапах работы.
При коррекции алалии важно соблюдать Речевой режим – во избежание появления речевого негативизма у ребенка.
Использование различных развивающих игр, повседневных дел, медицинских препаратов, ускоряющих развитие речи – для каждого нарушения, в зависимости от уровня развития речи, свои приёмы.
А так же много информации из учебников по алалии и собственного опыта работы собрано в этом разделе (ссылки на нужные страницы этого сайта - внизу этой страницы).
Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.