татьяна мамаева
Копилка читателя или воспитаем в ребенке любовь к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Татьянга Егоровна Мамаева, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка»,
город Соликамск, Пермский край
В последнее время мы всё чаще говорим о проблеме нечтения, о том, что сейчас стало немодным держать в квартире книги, о том, что наши дети совершенно перестали читать.
Как же привить ребенку любовь к чтению и рассказать о ценности книги, когда под носом постоянно присутствуют яркие, громкие и цепляющие своей нескончаемостью игры в гаджетах? Как простимулировать ребенка сознательно предпочесть IPad-у чтение, кропотливое занятие, требующее мыслительного труда? Как объяснить важность книги и доказать, что чтение – это вклад в собственное будущее?
Публикация «Копилка читателя или воспитаем в ребенке любовь к чтению» размещена в разделах
Я вам сегодня расскажу, что мы делаем в нашей группе, чтобы изменить эту ситуацию. Наблюдая за детьми младшей группы, проводя анкетирование родителей, отметили, что многие дошкольники не умеют и не любят слушать литературные произведения, у них отсутствует интерес к книге. Анализ показал, что 64% родителей любили слушать чтение своих родителей, но всего 22% уделяют внимание чтению своим детям. В 42% семей нет специально отведенного места книге, практически 85% молодых родителей не могут определиться с выбором литературных предпочтений дошкольников. Подводя итог, отметили, что современный родитель испытывает потребность к приобщению детей к книжной культуре, формированию интереса детей к книге и потребности в чтении, у него отсутствует культура семейного чтения.
Заполнение анкеты стало для родителей поводом для размышления о роли книги и чтения в семье. Анкетирование позволило нам составить представление о новом читателе-ребёнке и образовательной среде, в которой он находится дома и спланировать дальнейшую работу с ребенком и его родителями. Одной из форм возрождения традиций семейного чтения является буккроссинг. Это движение действительно уникально, потому что никто в истории так не обращался с книгами. Надо же было додуматься – отправить «путешествовать» … книги.
Наши дети тоже любят обмениваться игрушками, фишками, украшениями. Поэтому эта идея – «путешествие книги» увлекла и детей, а затем и их родителей. Участники движения «Путешествие детской книги» стали приносить свои любимые книги, журналы из дома и с помощью взрослых писали письма-записки, которые прятали среди страниц любимой книги. А затем выбирали книги для семейного чтения. Отдавая ценную для себя вещь своему другу, дети учились с уважением относиться к чужим книгам. И так было интересно получить подарок от своего друга (с которым ты видишься каждый день) или от неизвестного мальчика, девочки и прочитать таинственное послание, вложенное между страниц.
Начали процесс «путешествия» книги с русских народных сказок, а затем с авторских произведений. Так в приемной комнате появилась небольшая подставка с книгами из детской библиотеки, сказки К. И. Чуковского, В. Г. Сутеева, В. В. Бианки и др. Сюда добавили журналы, статьи из книг о том, как выбрать ребёнку книгу. Уже на первой неделе родители заинтересовались, как еще пополнить библиотеку. Им было интересно, что можно просто брать книги, обмениваться ими, приносить новые. Педагоги провели беседу «Что такое букроссинг?», акцию «Путешествуем ВМЕСТЕ». Так книга начала свой путь с домашней и библиотечной полки в детский сад, а затем из детского сада – по домам маленьких читателей.
К обмену книгами присоединились наши партнёры из центральной детской библиотеки. Вера Александровна, сотрудник библиотеки, стала активным буккроссером. Процесс обмена книгами привлек внимание родителей к семейному чтению, умению выбрать книги для чтения. Участники этого движения (дети, родители педагоги детского сада, сотрудники детской библиотеки) обменивались книгами, делились впечатлениями о прочитанном, давали советы, беседовали по содержанию книг.
Это был первый шаг к изменению отношений с родителями воспитанников – выход на позицию «равноправные партнеры». Мы увидели, что родителям есть чем поделиться.
Вторым шагом стала образовательная корзинка «Меток-заметок». Рядом с книгами были размещены яркие стикеры и фломастеры, чтобы каждый прочитавший книгу или статью мог порекомендовать ее конкретному родителю, педагогу или мог просто высказать свое мнение, отношение. Благодаря этим маленьким заметкам мы отслеживали, какие вопросы интересуют родителей, что им хотелось бы узнать, какую оценку они дают той или иной информации, а главное – увидели уровень заинтересованности родителей в семейном чтении. В процессе семейного чтения дети учились внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
Третьим шагом стало предложение от родителей о вовлечении в путешествие с книгой детей. Дети дарили книги друг другу, родителям или воспитателям, выражая свое отношение, эмоции о прочитанной книге с помощью наклеек на стене «Меток-заметок». Если малышу нравилась книга, то он приклеивал улыбающегося смайлика, если нет – грустного.
Четвертым шагом стала реализация идеи букроссинг на уровне детского сада. Мы увеличили площадь для «библиотеки», так появилась «Библиотека на окне». Книги разделили на категории по интересам, по тематике. Провели тематический буккроссинг ко Дню космонавтики, Дню Победы, к празднику День матери.
Организованное таким образом сотрудничество дало толчок к построению взаимодействия с семьей на иной основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. Акция «Путешествие детской книги», нацеленная на решение вопросов взаимодействия с родителями, оказал и «побочное» влияние – улучшение общего коммуникативного климата в группе, в детском саду.
Благодаря буккроссингу дети увидели активность своих родителей, их желание обмениваться книгами, журналами. Совместная деятельность сблизила родителей и детей, педагогов и родителей, научила взаимопониманию, доверию, научила с уважением относиться к своим и к чужим книгам, сделала настоящими партнерами по чтению книг. Ведь повзрослев, наши дети будут вспоминать, как мы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Таким образом, воспитание в ребенке любви к чтению позволил достичь следующих результатов, а именно формирование осознанного родительства, возрождение семейных традиций (культура семейного чтения, общение по поводу чтения).
Список литературы:
1. Иванова А. В. Социальные и культурные аспекты буккроссинга [Текст] / А. В. Иванова // Развитие дорожно- транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: Материалы междун. научно-практич. конф: электронный ресурс. Омск, 15-16 декабря 2014 г. – Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», 2014. – С. 75–78.
2. Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ребане // Развитие родительских компетенций: Материалы Всероссийской научно-практич. конф. (с международным участием). / Отв. ред. Т. А. Семенова. – М. : ООО "Издательство "Спутник+", 2015. – С. 188–191. 445
3. Чичканова Т. А. Город. Образовательные контексты [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол: Т. А. Чичканова (отв. ред., Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 3-9.