Елена Иванова
КОП «Занимательное экспериментирование» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОП «Занимательное экспериментирование»
для средней группы
Характеристика КОПа: Проведение экспериментов
Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов деятельности, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Публикация «КОП „Занимательное экспериментирование“ для средней группы» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Дети научатся соблюдать правила проведения экспериментов, правила поведения во время экспериментирования.
Задачи:
1. Познакомить со свойства бумаги, исследовать свойства бумаги
2. Познакомить со свойствами стекла.
3. Развивать умение сравнивать свойства разных материалов
4. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах бумаги и стекла, навыки проведения экспериментов.
Количество занятий: 4 (по 20мин)
Перспективный план
Тема занятия Задачи Оборудование Результат
1 «Загадочная бумага»
Познакомить со свойства бумаги, исследовать свойства бумаги -бумажная салфетка, тетрадный лист.
-ткань, бумага, целлофановый пакет
-бумага, растительное масло, ватная палочка.
-на столе лист бумаги, кисточка, простой карандаш, монетка
-бумага, три кубика.
-кусок пластилина, полоска альбомного листа, салфетка, картон, газета. Дети узнают какими свойствами обладает бумага. Проведут самостоятельно (с помощью воспитателя) опыты.
2 «Волшебное стекло»
Познакомить со свойствами стекла.
Развивать умение сравнивать свойства разных материалов -стёклышко для показа,
-деревянные бруски, молоточек,
-предметы из стекла (лампочка, очки, часы или картинки,
- настольная лампа. Дети узнают какими свойствами обладает стекло. Проведут самостоятельно (с помощью воспитателя) опыты.
«Загадочная бумага»
Сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.
Что вы можете сказать о ней, какая она? Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго. А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов :
Опыт №1. «Что быстрее намокает?»
Задача: актуализировать у детей знания и представления о бумаге, ее свойствах.
Оборудование: бумажная салфетка, тетрадный лист.
Описание опыта: возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ). Салфетка намокла быстрее, а потом и тетрадный лист, значит, мягкая бумага намокает быстрее, чем гладкая.
Опыт № 2 «Рвется ли бумага?»
Задача: показать свойства бумаги.
Оборудование: бумага, целлофановый пакет.
Ход: попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу и нам это удалось. (показ). Значит, бумага хорошо рвётся.
Опыт № 3 «Сравнить, что лучше мнется»
Задача: продолжать знакомить со свойствами бумаги: как бумага мнется
Оборудование: ткань, бумага, целлофановый пакет
Ход: попробуйте смять рукой кусочек ткани, целлофан и кусочек бумаги. Ткань
распрямилась, целлофан тоже, а бумага так и осталась мятой (показ). Значит, она хорошо мнётся.
Опыт № 4 «Остается ли на бумаге след?»
Задача: выяснить, остаются ли на бумаге следы
Оборудование: бумага, растительное масло, ватная палочка.
Ход: возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ). Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Опыт № 5 «Исследование свойства бумаги на вдавливаемость»
Задача: выяснить, как бумага вдавливается
Оборудование: на столе лист бумаги, кисточка, простой карандаш, монетка.
Ход: возьми кисточку и проведи обратным концом кисточки по бумаге и попробуй заштриховать, что получилось?
Ребенок: Продавленные линии не закрасились!
Воспитатель: Теперь проведи мягкой кисточкой по бумаге и заштрихуй! Что получилось?
Ребенок: Полосок не осталось!
Воспитатель: Положи монетку под лист бумаги и тоже заштрихуй это место карандашом, что получилось?
Ребенок: Появилась монетка!
Воспитатель: Как ты думаешь, почему так получилось? Бумага имеет свойство вдавливаться.
Опыт № 6 «Исследование бумаги на прочность»
Задача: продолжать исследовать свойства бумаги
Оборудование: бумага, три кубика.
Ход: берем два кубика и строим мост. Ребенок строит «мост». Положим на мост третий кубик, что получилось?
Ребенок: Мост прогнулся.
А теперь возьми другой лист бумаги и сделай из него гармошку и снова построй мост из этой бумаги, проверь, выдержит ли кубик такой мост?
Ребенок: Выдержал! Значит бумага гармошкой крепче, прочнее.
Опыт № 7 «Какой бумагой можно порезать пластилин?»
Задача: вовлекать детей в исследовательскую деятельность свойств бумаги
Оборудование: кусок пластилина, полоска альбомного листа, салфетка, картон, газета.
Ход: возьмем кусок пластилина и скатаем колбаску, возьмем полоску альбомного листа и краем сделаем надрез на колбаске, теперь салфеткой, газетой, полоской картона
Какой бумагой можно порезать пластилин?
Ребенок: картоном и немного альбомным листом!
Воспитатель: почему?
Вывод: салфетка мягкая и газета тоже, а картон твердый и альбомный лист немного твердый.
Опыт №8 «Бумага издает звуки»
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». Бумага шуршит, скрипит. Значит, она может издавать звуки.
Опыт №9 «Капиллярность бумаги»
От салфетки отрезается полоска. Ее ширина должна составлять три или четыре сантиметра. По всей ширине полоски в один ряд необходимо нарисовать квадратики или кружочки (по желанию) разного цвета. Стакан до половины следует заполнить водой. Разрисованную полоску одним концом нужно зацепить за край стакана, а второй конец опустить в воду. Затем необходимо просто наблюдать. Вода поднимается по полоске вверх и «рисует картину». Это иллюстрация капиллярного эффекта. Из-за пористой структуры салфетки (она изготовлена из целлюлозы, жидкость без затруднений поднимается вверх и размывает рисунок.
Опыт «Исследование режущих свойств бумаги»
Пусть ребенок самостоятельно разрежет ножницами листы бумаги по одному. (картон; писчая бумага; обычная бумага для принтера; цветная бумага любимого цвета; салфетки; тетрадь; альбомный лист; безопасные ножнички). Есть ли различия при разрезании? Какую бумагу было разрезать проще? Сложнее?
Вывод: Легче всего оказалось разрезать самую тонкую бумагу, а сложнее всего — самую плотную.
Занятие «Волшебное стекло»
Цель: формирование представлений о стекле, его свойствах (прозрачность, хрупкость, о целесообразности изготовления предметов из стекла.
Задачи:
Образовательные: знакомить со свойствами стекла (хрупкость, прозрачность) через экспериментальную деятельность.
Развивающие: развивать умение сравнивать свойства разных материалов.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей.
Материалы: стёклышко для показа, деревянные бруски, молоточек, предметы из стекла (лампочка, очки, часы или картинки, настольная лампа без плафона.
Ход:
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку о стёклышке. Об обыкновенном стёклышке, которое я нашла по дороге в детский сад.
- Жило – было стёклышко. Оно было очень красивое и даже чуть блестело. А знаете почему, оно блестело? Потому что оно дружило с солнышком, и солнышко дарило стёклышку свои лучики.
- А вы хотите, посмотреть, каким было стёклышко?
Эксперимент 1.
Дети проходят к столам, где лежат лабораторные стёкла.
- Возьмите стекло и рассмотрите его. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное и т. д.)
- Попробуйте посмотреть через стекло друг на друга.
- А сейчас, посмотрите через стекло на картинки, которые я показываю.
- Что вы увидели через стекло?
- Что мы можем сказать о стекле? Какое оно?
- Правильно, стекло прозрачное.
- Отметим в таблице, свойство стекла – прозрачность.
- А теперь послушайте продолжение сказки.
- Когда солнышко пряталось за тучки, стёклышку было очень грустно. С ним никто не хотел дружить. Ребята во дворе играли в мяч, бегали наперегонки, прыгали, кто выше.
И никто не хотел играть со стёклышком.
- Как вы думаете, почему ребята не хотели играть со стёклышком? (можно порезаться, легко ломается).
- Давайте проверим, а как на самом деле?
Эксперимент 2 (проводит воспитатель, дети наблюдают)
Дети становятся вокруг стола, на котором лежит коробка, в ней стекло. Как вы думаете, ребята, если ударить молоточком по деревянному бруску, что с ним произойдёт? Попробуйте ударить молоточком по брусочку.
- Что произошло?
- А если ударить по стеклу? Что случится со стеклом?
- Я попробую ударить по стеклу, а вы посмотрите, что будет со стеклом.
Воспитатель разбивает в коробке стекло, дети наблюдают.
- Что произошло?
- Что мы можем сказать о стекле? Какое оно?
- Стекло хрупкое, оно легко ломается.
- Чтобы об этом не забыть, отметим на нашей схеме свойство стекла – хрупкость.
Наша сказка продолжается. Призадумалось стё клышко: «Раз я такое хрупкое, значит, я ни на что не пригожусь?»
- А нам с вами может пригодиться стекло? (предположения детей)
- Давайте найдём в группе предметы из стекла (окно, аквариум, лампа, очки, часы)
- Почему эти предметы сделаны именно из стекла, а не из другого материала? (предположения детей)
Эксперимент 3.
Воспитатель показывает настольную лампу без плафона.
- Что будет, если лампочка будет сделана не из стекла, а из картона?
- Давайте в этом убедимся. Воспитатель накрывает лампу картонной коробкой, включает, дети делают вывод, что свет не проходит через картон.
- А давайте уберём картон…Что мы увидим? (свет).
- Почему же лампочка сделана из стекла? (потому что, стекло пропускает свет)
- Оказывается, стекло очень нужный материал, из него делают много полезных вещей.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Повстречалось однажды стёклышко с Данилой мастером и стали они настоящими друзьями. Данила мастерил разные полезные предметы, а стёклышко во всём ему помогало.
- О чём сказка? Что узнали о стекле? (хрупкое, прозрачное)
- Что было особенно интересным? О чём захотелось рассказать маме (папе, брату?
- Давайте мы с вами сделаем альбом, в котором будут ваши рисунки с изображением стеклянных предметов.
Выход на продуктивную деятельность.