Наталья Рыкованова
Конспект занятия «Звуки [C] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Рыкованова Н. В.
Тема: Звуки [С] — [Ш]
Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .
Задачи:
- дифференцировать звуки [c-ш] в слогах, словах;
- активизировать мыслительную деятельность ребенка;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- Развивать ручную моторику
Оборудование:
-игрушка лягушки и лисы
-коробка
- сюжетные картинки.
-2 снежка
-снеговик
Публикация «Конспект занятия „Звуки [C] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Речевой материал: слоги, слова, предложения.
План занятия :
• 1)Оргмомент.
• 2)произнесение звуков изолированно
• 3) артикуляционная гимнастика
• 4) Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
• 5) Дифференциация звуков [С], [Ш] в словах.
• 6) упражнение на развитие фонематического восприятия
• 7)Пальчиковая гимнастика
• 8)Развитие лексико-грамматического строя речи
• 9)Итог занятия.
Ход занятия
1) Оргмомент
К нам сегодня пришел новый гость! Давай отгадаем, кто это?
Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)
а вот в другую щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.
Веет, свистит,
Все вокруг сдувает (ветер)
2)произнесение звуков изолированно
А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко : ссссссс.
Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра : шшшш.
Ты же знаешь, что солнышко светит не всегда. Когда солнышко часто светит, оно теплое, согревает нас?
Летом.
Но ведь лето уже прошло, солнышко всё меньше нас согревает…и скоро на улице наступит зима. Выпадет снег, на улице станет холодно. А кого можно слепить из снега?
Снеговика.
Правильно.
Вот и к нам в гости сегодня пришел снеговик.
Снеговик наш непростой, любопытный, озорной.
Он принес нам волшебную коробку.
-Чтобы открыть коробку, которую принёс нам снеговик, нам надо выполнить все его задания. Ты готов?
Но для начала давай покатаемся с нашим гостем на санках.
Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С.
Вот мы поднимаемся в гору (ш, скатываемся с горы (ш).
3)Артикуляционная гимнастика.
Для начала мы отправимся в путешествие с язычком.
А помогать нам будет Волчок Серый Бочок. Помним правило: Будет язычок стараться, все звуки буду получаться!
-Жил-был язычок (показать).
-Жил он в домике (открыть рот и протянуть (а—а-а)
-Вокруг домика стоял заборчик («улыбка» (видны зубки)
-В заборчике были воротики (губы в трубочке)
- Воротики то открывались, то закрывались (улыбка-трубочка-улыбка-трубочка)
- Решил язычок слепить лепёшку (Рот открыть, губы в улыбке. Положить широкий передней край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт до 5; следить, чтобы язык был не напряжён);
-Тесто выползает, язычок его обратно (Горочка)
Вот и лепешка готова (показать язык)
-Намазал лепёшку вкусным вареньем («Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю)
Съел лепёшку. Пошёл качаться на качелях. («Качели»)
-Вернулся язычок домой, а дома его ждёт
-Кошка голодная ей нужна налить молочка («Чашечка» Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть опущена; попытаться удерживать в таком положении)
- Посмотрел язычок на часики, часики идут тик-так (Упражнение «Часики») .
Следующее задание снеговика написано в письме. но оно тоже заколдовано. давай его расколдуем.
4) Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Молодец! А вот и следующее задание:
Сейчас ты будешь ловить звук. Закрой глазки, и когда ты услышишь звук С хлопай в ладоши, чтобы поймать его:
А – о – с – р – я – – у – д – с – е
З – ж – с – з – – ч – ц – с – з – ж
Да – са – ра – ла – ка – са
Оп – ор – – ом – ос – ок – ос
Сад, дом, сок, лак, мак, оса, нора, нос, хлеб, соль.
А теперь лови звук Ш
А – о – д – я – ш – у – р – е – ш
З – ж – з – ш – ч – ц – – з – ж – ш
Да – – ра – ша – ла – ша – ка
Ор – оп– ош – ок – – ом – – ош.
шум, кот, лак, шея, мак, нора, шторы лук, шорты.
Повтори песенку, которую поё т холодный ветер:
са — ша
со — ша су — шу
сы- ши
ша — са
шо — со
шу — су
ши — си
ос-уш
ас-иш
уш-ос
5) Дифференциация звуков [С], [Ш] в словах.
Нас снеговик зовет в лес.
Как много снега в лесу. Снежинки падают, кружатся. А снежинки волшебные, с картинками. Снежинки со звуком Ш отдай лягушке Шуре, а со звуком С – Лисе Сони.
На снежинках картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
После того, как ребенок выполнит задание, логопед спрашивает, каким словом можно назвать все картинки.
6) упражнение на развитие фонематического восприятия
Сейчас ты будешь ловить звук. закрой глазки. когда ты услышишь звук С хлопай в ладоши чтобы поймать его:
А – о – с – р – я – – у – д – с – е
З – ж – с – з – – ч – ц – с – з – ж
Да – са – ра – ла – ка – са
Оп – ор – – ом – ос – ок – ос
Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.
А – о – д – я – ш – у – р – е – ш
З – ж – з – ш – ч – ц – – з – ж – ш
Да – – ра – ша – ла – ша – ка
Ор – оп– ош – ок – – ом – – ош.
7) Пальчиковая гимнастика:
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочерёдно соединяют большой
палец с остальными)
Раз, два, три, четыре (загибаем пальцы)
Мы с тобой снежок слепили. (лепим снежок из бумаги)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем. (топают)
А давай теперь поиграем со снежком:
8)Развитие лексико-грамматического строя речи
Давай я тебе буду называть один предмет, а ты мне много. (используем снежок)
Одна кошка-много….
Один дома- много.
Одна речка –много…
Одно дерево-много….
Развитие фонематического восприятия:
Снеговик подготовил стихи. Он просит исправить ошибки.
Вместо обуви машины
На колесах носят Сыны.
Дает концерт среди ветвей
Певец весенний – Шоловей.
Ртом большим поймала мушку
И заквакала лягуСка.
Кто протянет к нам в оконце
Теплый лучик? Это – Шолнце.
Четыре ушка и два брюшка
Имеет мягкая подуСка.
9) Итог:
мы выполнили все задания снеговика. Он отдал нам волшебную коробку. Давай посмотрим что там.
Учитель-логопед: /Рыкованова Н. В. /