Папки-передвижки

Консультация «Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста»

юлия золотова
Консультация «Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье ребёнка - категория многогранная и динамическая,она включает в себя физическое,интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. рост и развитие должны оцениваться не только морфофункциональными и психофизиологическими величинами, но и способностью ребёнка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности.

Публикация «Консультация „Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения:"Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Именно проблемы здоровья следует рассматривать комплексно и в широком социальном аспекте.

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней заложено в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз (данные М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% детей отстают не из-за лени или недоразвитости, в следствии плохого состояния здоровья. В физическом развитии отклонения имеются у 70% детей : низкая или сниженная длина тела, тенденция к избыточной массе тела,у 10% детей отмечается дефицит массы тела. Среди причин: неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, плохая регуляция роста со стороны нервной и эндокринной систем, отсутствие условий способствующих росту костей и мышц.

Заболеваемость детей в детских дошкольных учреждениях остаё тся высокой:50-60% всех заболеваний - заболевания органов дыхания.

Причинами такого положения в системе развития ребёнка являются :

-Особенности детского развития в натальном и постнатальном периоде развития

-Психофизиологические особенности, связанные с физиологической незрелостью новорождённых

-Гиподинамия - своеобразная болезнь (нарушение функций организма - опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)

-Детские стрессы - следствие дефицита положительных эмоций и частой в некоторых семьях отрицательной психологической обстановки, излишнего шума.

В качестве психолого-педагогических условий,направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом и деятельности мозговых структур в частности используется кинезиологический подход. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в философских системах древности и прогрессивных течениях современности: вращение шаров в руках в системе Конфуция (2700 лет до н. э., система Гиппократа в Древней Греции (460 лет до н. э., индийская йога (мудры, фольклорные пальчиковые игры во времена Древней Руси и т. д. Для профилактики нарушений у нормативно развивающихся детей и коррекции деятельности детей с нарушением речевых функций в содержание программы по физическому воспитанию целесообразно ввести несколько комплексов кинезиологических упражнений: фольклорные пальчиковые игры, ритмика, шары Су Джок.

Исследования учёных свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают "двигательный дефицит", т. е. количество движений производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым, у малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития, они в большей степени подвержены простудным заболеваниям и нарушениям опорно-двигательного аппарата.

В детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях и прогулке: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка на территории детского сада, спортивный инвентарь и т. д.

В процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении формирование у ребёнка потребности в физическом самосовершенствовании происходит при помощи игры.

Игра - один из удивительных феноменов развития цивилизации. Игровые позы, жесты, мимика, ритуалы, церемониальные действия присутствуют в жизни и животных, и человека. В игре формируются основные социальные умения ребё нка: умение общаться, обучаться, осваивать новые социальные роли и формировать свой индивидуальный социальный имидж. Вместе с тем игра - прекрасное средство развития. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Повторяя многообразные элементы игры, ребёнок начинает "чувствовать" своё движение, видеть свои "размеры", ощущать себя ловким, подвижным, учится ориентироваться в пространстве.

Современная информация ближайшего окружения носит для ребёнка преимущественно негативный характер. Многие дети испытывают недоверие к миру, "образ мира" в их воображении деформируется, тяготит их, вызывает различные психические недуги, настроение безверия и бесперспективности. Компенсировать недостаточность положительной информации можно, расширяя реальную и воображаемую среду обитания детей, ориентируясь на общечеловеческие ценности. именно в наше время важно придать "образу мира",воспринимаемому ребёнком, оптимистическую окраску, обогатить связи и формы общения ребёнка со взрослыми.

Отношения детей первых трёх лет жизни и их родителей характеризуются полной зависимостью ребёнка. Рождение новой личности во второй половине третьего года жизни знаменует собой возникновение опроса вопросов "почему?". Если нет возможности ответить на вопросы малыша сразу нужно уговорить подождать его немного, а освободившись,ответить на все интересующие ребёнка вопросы. Ответы на вопросы не только помогают познавать мир, но и формируют отношение к нему, а также личность ребёнка. Ласковое обращение с детьми порождают доброту,требования соблюдения порядка - дисциплинированность; систематическое проведение гимнастических упражнений - выносливость и волю; посильный домашний труд - сознание необходимости повседневной работы; доведение любой игры или занятия до конца - настойчивость и упорство; уход за домашними животными, растениями, помощь взрослым - чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей. В процессе общения надо отмечать любое достижение ребёнка, поощрять его лаской, улыбкой,одобрительным словом, а не одёргивать и делать замечания, если он как-то неправильно поступил. Для малыша важно ощущение успеха,оно помогает поверить в себя и побуждает стремиться к большему. Однако необходимо всегда учитывать, что изнеживание расслабляет, суровость подавляет и ожесточает. Требования,которые ребенок выполнить не может, вызывает в нем чувства беспомощности, бессилия и ожесточенности по отношению к взрослым,

Взрослые порой недооценивают свою в развитие характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми.

В три года в поведение малыша часто проявляются черты своеволия и упрямства. За этим кроется вступление ребенка в фазу самосознания. Укрепляются самоуверенность и самообладание ребенка, он понимает запреты и советы и следует им,если они оправданы ситуацией.

Желание и действие ребенка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Чем больше стремление взрослых сузить эти рамки, тем чаще возникает упрямство ребенка.

бесспорно, что всем взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколение как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Закаливайте ребёнка» Почему одни дети не боятся простуды,а другие от малейшего дуновения ветерка заболевают?Ответ прост:детей нужно закаливать. Под закаливанием.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 00:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Значение психического и физического здоровья в познавательном развитии детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем юлия золотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД