Светлана Зуева
Консультация «Экологическое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание в семье»
Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребенка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают все новое. Их интересует не только название предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянуться к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать свое доброе, правильное отношение к окружающему.
Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребенка к мысли, что не обязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье перышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь все живое. Постоянное общение ребенка с природой, животными, дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Для ребенка животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям. Эмоциональная жизнь становиться насыщеннее, что положительно сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся па плечи родителей, но прося ребенка помочь взрослый решает еще одну задачу – трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи. Постепенно ребенок привыкает принимать участие в заботе о животном, растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех кого приручили».
Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребенком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребенка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он еще не знает как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.
Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддерживать их интерес, научить видеть, замечать понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребенка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развивать его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.
Впечатления можно отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый может помочь составить коллаж, сочинить загадку, нарисовать вместе с ребенком картину или сочинить сказку. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать что-то для группы, но и, например, показать своему ребенку, что можно сделать из бросового материала. Воспитатели, в свою очередь, приобщая малышей к экологическому воспитанию, используют наиболее эффективные формы и методы, способствующие гармоничному вхождению ребенка в мир природы. Это, в первую очередь, наблюдения. Так же игра, труд, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, детское экспериментирование и коллекционирование. Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котенка то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.
И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.