Татьяна Аваева
Консультация «Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно значение игры в жизни ребё нка: «. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». (С. Рубинштейн)
Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их в своё отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Эта взаимосвязь осуществлялась нами в русле нашей концепции развития художественно-творческих способностей детей в разнообразных видах художественной деятельности, основой которых являются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам, имеющим эстетическую ценность.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности“ » размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт личностно значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, что обеспечивает её более высокую эффективность и результативность, так как ребёнок не просто рисует, вырезает, лепит, а передаёт в изображениях образы знакомой игры и создаёт новые игры (дидактические, настольно-печатные).
Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию – обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме:
• накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать умение определять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств могут дифференцировать и т. д.);
• развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
• совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжение, возникают по их инициативе, определяются их интересом.
Всё это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания дошкольного возраста.
Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она:
• увеличивает его привлекательность для детей;
• способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовление аппликаций их характерные черты и детали);
• совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщённым способами изображения этих предметов, а значит самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Дидактическую игру я провожу непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист» : играя, дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов их переходы из одного в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.
Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Проведё нная мной работа показала: дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликациях) : домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрёшки, гжельская посуда, городецкие доски, природные объекты (вершки и корешки, радуга и др.)
В процессе рисования, лепки, аппликации дети также создают и настольно-печатные игры по мотивам произведений детской литературы («Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка» и т. д.).
Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактически игры, но ещё в большой степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетически характер, способствует развитию образного мышления воображения.