Ольга Грачева
Консультация «Взаимодействие педагогов с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Грачева О. Ф. ,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31
«Аленький цветочек»,
г. Губкин
Белгородская область
Взаимодействие педагогов с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, долга, справедливости, ответственности. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «мой дом». Как не вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Проблема семейного воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно-нравственное воспитание детей. Укрепление взаимодействия ДОУ с семьей обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной личности. Как показывает практика, одной из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей являются семейные гостиные, которые пришли на смену групповым собраниям. В дружеской обстановке, за чашкой чая, в процессе общения педагогов и родителей, создаются педагогические ситуации для совместного обсуждения проблем воспитания у детей нравственных качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, трудолюбия, справедливости, согласовывается единство нравственных норм и требований в воспитании детей. Обсуждаемые темы: «Роль отца», «Мудрость бабушки», «Сердце матери», «Братья и сестры в семье» и др. Общение в неформальной обстановке благоприятствует обмену педагогическим и семейным опытом, установлению доверительных, партнерских взаимоотношений, где на равных условиях педагоги и родители воспитанников. Одной из наиболее эффективных форм работы является родительский клуб «Мамина школа». Этот клуб создан специально для молодых матерей. В ДОУ особое внимание уделено социально-педагогическим проектам. Главными участниками реализации проектов являются педагоги, дети и их родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому работу с детьми мы осуществляем в двух направлениях: формирование представлений о нравственности и духовности и накопление практического опыта. С этой целью планируются и проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело. В рамках реализации проектов «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Старшее поколение в семье» основной задачей педагогического коллектива стало создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения в различных формах взаимодействия детей и взрослых таких как: игротеки, выставки, театральные гостиные, праздники, издание семейных газет, творческие мастерские, концертная деятельность. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий нами включены праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий – сохранить и возродить культурные традиции предков. Стали традиционными народные праздники : «Осенние посиделки», «Рождественские встречи», «Колядки», «Праздник Пасхи», «Вербное Воскресенье», «Праздник Ивана Купала», «День семьи, любви и верности» и др. Родителей с большим удовольствием принимают участие в совместных праздниках, фольклорных «посиделках» и досугах. Они являются не просто зрителями, а водят с детьми хороводы, поют народные песни, участвуют в выставках декоративного творчества, помогают педагогам знакомить детей с традициями русской культуры. В ДОУ стала традицией в ноябре отмечать день матери. Была подготовлена выставка «Золотые руки наших матерей», выставка детского рисунка «Моя мама», выпущены газеты «Мама милая моя», подготовлен совместный концерт. Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников – организация детско-родительской проектной деятельности по итогам семейных экскурсий. Семейные экскурсии не только воспитывают чувства восхищения, уважения к памятникам истории и достопримечательностям родного края у детей и у взрослых, но и способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений в семье, насыщая интересным содержанием семейный досуг. Цикл таких проектов «Губкин – мой край родной», «Храмы Губкинской земли», «Поклонимся великим тем годам…» и др. проводится во всех старших дошкольных группах. Семья совместно представляет проект (материал) посещения музея или выставки, памятников истории, знакомство с достопримечательностями, прогулки по родному городу, путешествии. Результаты семейных экскурсий и путешествий оформляются родителями вместе с детьми в виде фотоальбомов, видеоматериалов, аудио-интервью, рисунков, разнообразных поделок и других форм сотрудничества детей и взрослых. Большую работу совместно с родителями отводится здоровье-сберегающим мероприятиям. Традиционными стали соревнования : «Мама, папа, я - спортивная семья», «Мой папа – самый сильный», «Моя мама – самая спортивная». В выходные дни семьи воспитанников отправляются на совместный семейный отдых в спортивно-оздоровительном комплексе «Орленок», катание на лыжах, легкоатлетический бег всей семьей.
Публикация «Консультация „Взаимодействие педагогов с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Темочки
Благодаря совместной деятельности укрепляется связь с семьями. Родители проявляют интерес к развитию своих детей, становятся активными участниками мероприятий. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.
Таким образом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ, важным условием которой является тесная взаимодействие педагогов с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Литература:
1. Островская, Л. Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение, 2007. с. – 140 с.
2. Титаренко, В. И., Нравственное воспитание в семье. М., 1985. с. – 178 с.