Гомонова Наталья
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотизма, основ гражданственности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
«Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотизма,
основ гражданственности у детей дошкольного возраста»
Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотизма, основ гражданственности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.
Семья является традиционно главным инструментом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье»
Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Эта задача традиционно решается из года в год, но проблема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста остается актуальной.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Важным условием патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В нашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь Антона Семеновича Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются : воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В каких видах детской деятельности решаются данные задачи:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: беседы; консультации : «воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»; совместные конкурсы: «Дары осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; совместные работы детей и родителей на темы : «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочному и включат в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье; досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»; поручения родителям. Поэтому патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Начинать решение задач патриотического воспитания необходимо еще в младшем дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей и самих детей. Единство воспитательных воздействий на ребенка способствует его социализации. Учитываются такие психологические особенности младших дошкольников, как эмоциональность, впечатлительность, подражательность, отсутствие жизненного опыта.
Задачи патриотического воспитания связаны с задачами воспитания гуманных чувств и отношений, поскольку ребенок приобщается к общечеловеческим, нравственным ценностям; патриотическое воспитание связано с задачами эстетического и трудового воспитания. Его задачи реализуются в процессе повседневной жизни детей и на специально организованных занятиях. Мальчиков мы учим защищать девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируем понятие, что они помощницы, подруги, будущие мамы. Воспитываем бережное отношение ко всему живому, осуществляем ознакомление с трудом взрослых. Важной задачей является приобщение ребенка к русской народной культуре. Использование всех видов фольклора в работе с маленькими детьми, в частности, в формировании культурно – гигиенических навыков, знакомство детей с устным народным творчеством.
К средствам патриотического воспитания относится :
- знакомство с народными играми, искусством, литературой, предметами быта, фольклором. Национальными игрушками: матрешкой, пирамидкой, качалкой, игрушками – забавами;
- рассматривание произведений народных промыслов;
- подготовка к праздникам, в том числе русским народным и государственным.
Успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение.
С младшего дошкольного возраста формируется у детей любовь, привязанность к родному дому. Это первая задача патриотического воспитания. Если ребенку будет эмоционально, комфортно в доме, он будет знать, его ждут, ему рады, ему дома интересно, он будет туда стремиться.
Условием формирования любви привязанности у детей к родному дому будет - знание родителями своего ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей; использование педагогически обоснованных методов воспитания, удовлетворение его социальных потребностей, установление контакта на личностно – ориентированный модели общения, организация его интересной и содержательной деятельности в семье.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое сознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитание культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Успешно решить задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»