Надежда Панова
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи.
1. Задачи работы
• Воспитывать речевой слух (различение звуков речи, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух – умение узнавать изменения голоса по высоте и тембру;
- слуховое внимание – умение определять на слух то или иное звучание и направление звука;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- фонематический слух – умение четко отличать один звук от другого;
- восприятие темпа и ритма речи – способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его слоговую структуру в единстве с темпом речи.
• Развивать артикуляционный аппарат.
Артикуляция – правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука.
- развитие подвижности языка;
- развитие достаточной подвижности губ;
- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положение.
• Развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание – умение производить короткий вдох и продолжительный выдох на период произнесения фразы.
• Развитие голосового аппарата.
- высота голоса – повышение и понижение тона;
- сила голоса – произнесение звуков в определенной громкости;
- тембр голоса – качественная окраска голоса.
• Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
• Выработка дикции.
Дикция – четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом.
• Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии.
Орфоэпия – совокупность правил образцового литературного произношения.
• Формировать нормальный темп речи.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, т. е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени.
• Воспитывать интонационную выразительность речи – умение точно выражать мысли с помощью пауз, ударения, темпа, ритма, тембра.
2. Обследование звуковой культуры речи.
Ежегодно в каждой возрастной группе проводится проверка речи – в сентябре и в мае – почему?
1 способ – непосредственное наблюдение за детьми во время игры;
2 способ – индивидуальная работа с детьми.
Обследование проводится с использованием специального материала – предметные картинки на определенные звуки. Необходимо подбирать их так, чтобы обследуемый звук находился в начале, середине и конце слова. Картинки должны быть красочными и доступными как по содержанию, так и по исполнению. Размер – не менее 10х10.
1. Когда и почему проводить обследование речи?
2. Два способа обследования.
3. Требования к наглядному материалу.
4. Группы картинок.
5. Оформление результатов обследования.