Вера Бударагина
Консультация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В его основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств, где чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Публикация «Консультация „Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин, причем он подчеркивал, что малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Опыт показывает, что формирование этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильное представление о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
При определении у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий.
В своих беседах с детьми воспитатель должен подыскивать слова, образные выражения, обращать внимание на такие случаи из жизни, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызвать радость, восхищение и т. п. Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Одним из важных принципов построения педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. Поэтому, приступая к работе важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов, событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.