Ольга Цуцаева
Консультация во второй младшей группе «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры и игрушки, как средство интеллектуально-познавательного развития детей. Роль взрослого в детской игре».
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социуме. Игра-основной вид деятельности ребенка, Как сказал С. Л. Рубинштейн- игра хранит и развивает детское в детях Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме расширять кругозор и развивать психические процессы, развивать творческие способности.
Публикация «Консультация во второй младшей группе „Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир. Дети подражают трудовой деятельности, принимают на себя различные роли. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.
Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Мы пассажиры», «На дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т. п. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах.
Играя в такие игры, дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «Не разговаривай за столом», «Уступи место в автобусе» и т. д. Получается, что теперь они становятся инициатором выполнения существующих норм и правил.
Причем, в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.
Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм.
Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.
Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.
Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Дети подражают старшим,их взаимоотношениям.
Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.
Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.
В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.
Непосредственное участие взрослых в играх детей необходимо. так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Поэтому нужен показ игровых действий и помощь в организации игры.
Задачи.
Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре Формировать и принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от смены сюжета. Использование взаимодополнительных ролей требуют взаимодействие с другой ролью (мама-дочка, доктор-больной. продавец-покупатель).
Использование «независимых» ролей (строитель, шофер, космонавт, пожарный). При сговоре на игру, главное действующее лицо стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку спрашивает у ребенка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подбирать нужные атрибуты. Включаться в игру во второстепенной роли.
Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, предлагаю ознакомиться с рекомендациями, представленными на консультации для родителей «Играйте вместе с детьми».
• Относитесь к ребенку на равных.
• Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.
• Тактично руководите ходом игры, направляя действия ребенка в
правильное русло.
• Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
• Предлагайте различные виды игр.
• Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.
Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.
Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!
Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.
Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами.
Игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту. Не стоит запасаться игрушками «на вырост». Сначала малыш не поймет ее предназначения, а потом уже потеряет к ней интерес.
У ребенка должны быть игрушки разных размеров. Крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом.
Нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку. Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т. д.
Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.
Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.
Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.