Папки-передвижки

Консультация «Влияние игры на развитие личности ребенка»

Нина Козловская
Консультация «Влияние игры на развитие личности ребенка»

Игра – не пустая забава. Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. На ее основе идет личностное развитие ребенка.

Публикация «Консультация „Влияние игры на развитие личности ребенка“» размещена в разделах

В игре происходит обучение. Дети думают, что они просто играют, но незаметно для себя в процессе игры дети сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируется начало коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни.

Современные исследователи показали, что оперирование предметами – заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовить его к обучению на компьютере.

В игре развивается воображение. Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратиться к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, нашим больным нужен покой, им пора спать», или «напомнить водителю, что машины едут в гараж».

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседовать с дочкой о том, какой была мама в игре: ласковой, доброй, заботливой, или наоборот, равнодушной, злой.

Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, полицейских, спасателей, обратить их внимание на положительные качества людей этих профессий. Нужно опираться на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка простоять смирно, он не простоит и 2 минут, но если это игра «Море волнуется…», ребенок, даже самый непоседливый простоит неподвижно и 5 минут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирении.

Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

Игра объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, общий эмоциональный настрой, при этом у некоторых появляется желание поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают, успокаивают «не бойся, мы с тобой».

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (интеллектуальные игры, другие – ловкость, силу (подвижные игры, третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры).

Творческая игра так захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой.

Именно через игру можно эффективно влиять на всестороннее развитие ребенка. С этой целью нужно научить ребенка использовать в своей деятельности самые разнообразные игрушки: дидактические, строительный материал, игрушки для театрализованной деятельности, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Нельзя забывать и об изобразительной деятельности детей. Бумага, краски, карандаши, пластилин должны использоваться ребенком. Чтобы вести серьезную воспитательную работу необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет сформировать у ребенка такие качества как аккуратность, ответственность, эстетический вкус. Проявление любви к своим игрушкам, забота о них – это первые ростки ценных качеств характера.

Подарить ребенку игрушку – значит подарить ему радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации творческих возможностей своего «Я». Но одной игрушки для возникновения игры недостаточно. Принимайте участие в играх, находясь рядом с ребенком, вмешивайтесь в игру ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает, и вы научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.

Все это способствует подготовке детей к плодотворной деятельности в будущем.

Публикации по теме:

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние игры на развитие личности ребенка»
Опубликовано: 17 января 2023 в 15:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД