Елена Николаевна Мазуренко
Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгое время в традиционной педагогике считалось, что развитие речи ребёнка напрямую зависит от речевой активности родителей и воспитателей. «Говорите с ребёнком как можно больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного образования.
Однако, в каждом слове скрыт не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, обладая поистине магической силой.
Темочки:
- Дерево Верба, веточки вербы
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
В традиционной системе воспитания взрослые часто забывают об осторожности, прибегая к угрозам и запугиванию детей. Такие «ярлыки», как «неряха», «неумейка», «плакса», «ябеда», «соня», «упрямец», не считаются чем-то антипедагогичным.
Один из современных педагогов сравнил ребё нка с многооконным домом: какое качество выкликаешь, то и отзывается-открывается. Значит, «ярлык» становится установкой, прогнозом на будущее.
Где бы повесить табличку: «Осторожно — слово. Словом можно покалечить душу»?
Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» призывает взрослых, особенно тех, кто считает себя компетентными воспитателями, отказаться от следующих фраз-заявлений:
«Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя». Ребё нок воспринимает это так: «Такой, какой я есть, я неприемлем». «Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей». «Я наверное плохой».
«Ну разве можно быть таким глупым?» «Должно быть я не умён». «Ты никогда ничего не понимаешь». «Я тупой, неспособный».
Мария Монтессори писала, что, требуя послушания и лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов? Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.
Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не раст т, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».
Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.
Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.
Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.
Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.
Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребёнок — существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.
Словами мы загружаем левое полушарие, отвечающее за логику, за понимание речи. А ребёнок — правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы постепенно подтягиваем к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.
Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная — это её эмоциональное проживание.
Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста».
Доказано, что существуют два языка общения:
первый язык — это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык — это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача — язык эмоций, переживаний.
Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.
Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит.