Приложение МААМ

Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Елена Николаевна Мазуренко
Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы

Долгое время в традиционной педагогике считалось, что развитие речи ребёнка напрямую зависит от речевой активности родителей и воспитателей. «Говорите с ребёнком как можно больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного образования.

Однако, в каждом слове скрыт не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, обладая поистине магической силой.

Темочки:

В традиционной системе воспитания взрослые часто забывают об осторожности, прибегая к угрозам и запугиванию детей. Такие «ярлыки», как «неряха», «неумейка», «плакса», «ябеда», «соня», «упрямец», не считаются чем-то антипедагогичным.

Один из современных педагогов сравнил ребё нка с многооконным домом: какое качество выкликаешь, то и отзывается-открывается. Значит, «ярлык» становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы повесить табличку: «Осторожно — слово. Словом можно покалечить душу»?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» призывает взрослых, особенно тех, кто считает себя компетентными воспитателями, отказаться от следующих фраз-заявлений:

«Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя». Ребё нок воспринимает это так: «Такой, какой я есть, я неприемлем». «Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей». «Я наверное плохой».

«Ну разве можно быть таким глупым?» «Должно быть я не умён». «Ты никогда ничего не понимаешь». «Я тупой, неспособный».

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания и лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов? Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не раст т, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребёнок — существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие, отвечающее за логику, за понимание речи. А ребёнок — правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы постепенно подтягиваем к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная — это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста».

Доказано, что существуют два языка общения:

первый язык — это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык — это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача — язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 08:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Мазуренко (УИ 1925839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД