Приложение МААМ

Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Елена Николаевна Мазуренко
Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы

Долгое время в традиционной педагогике считалось, что развитие речи ребёнка напрямую зависит от речевой активности родителей и воспитателей. «Говорите с ребёнком как можно больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного образования.

Однако, в каждом слове скрыт не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, обладая поистине магической силой.

Темочки:

В традиционной системе воспитания взрослые часто забывают об осторожности, прибегая к угрозам и запугиванию детей. Такие «ярлыки», как «неряха», «неумейка», «плакса», «ябеда», «соня», «упрямец», не считаются чем-то антипедагогичным.

Один из современных педагогов сравнил ребё нка с многооконным домом: какое качество выкликаешь, то и отзывается-открывается. Значит, «ярлык» становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы повесить табличку: «Осторожно — слово. Словом можно покалечить душу»?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» призывает взрослых, особенно тех, кто считает себя компетентными воспитателями, отказаться от следующих фраз-заявлений:

«Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя». Ребё нок воспринимает это так: «Такой, какой я есть, я неприемлем». «Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей». «Я наверное плохой».

«Ну разве можно быть таким глупым?» «Должно быть я не умён». «Ты никогда ничего не понимаешь». «Я тупой, неспособный».

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания и лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов? Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не раст т, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребёнок — существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие, отвечающее за логику, за понимание речи. А ребёнок — правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы постепенно подтягиваем к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная — это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста».

Доказано, что существуют два языка общения:

первый язык — это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй язык — это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача — язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 08:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Мазуренко (УИ 1925839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД