Таиса Цику
Консультация «Установление доверительных отношений на НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Установление доверительных отношений на НОД»
[/b]
Непосредственно- образовательная деятельность занимает небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но её воспитательное и развивающее значение огромное. Непосредственно-образовательная деятельность оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка.
Публикация «Консультация „Установление доверительных отношений на НОД“» размещена в разделах
Есть дети, которые легко усваивают все правила, ревностно их выполняют. Но есть и такие дети, которые на занятиях всегда пассивны, участвуют в общении, не отвечают на вопросы. С такими детьми воспитателю необходимо проводить огромную работу. Нужно установит. почему ребёнок пассивен, замкнут. Обязательно установить доверительные отношения и этим ребёнком.
Какие дети пассивны? Это обычно застенчивые, замкнутые, робки, нерешительные дети. Им нужно помочь, и здесь необходим индивидуальный подход к ним, так как это способствует раскрытию у ребёнка индивидуальных способностей, которые находят своё отражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливее дети – замкнутые, застенчивые, нерешительные – выявляют такие качества, которые за ними раньше не замечались. Прежде всего, они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые отличались всегда активностью и общительностью. Для преодоления их молчаливости воспитатель, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей не следует вызывать первыми, а, вызвав, прежде всего, задавать вопросы о том, что они уже усвоили хорошо, затем постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приёмы, которые также способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей.
Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. В своё время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в работе «Ученики с медленным пониманием» (1858г) Он утверждал, что нельзя этих детей считать глупыми и ленивыми, так как у них есть иного положительного. Они внимательны, аккуратны. Они, хотя медленно усваивают, зато прочно сохраняют в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы. Методические советы Н. А. Добролюбова по индивидуальному подходу и в наше время не потеряли своего значения и вполне себя оправдывают. На занятиях педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления, обусловленные особенностями их темперамента, характера, отражающиеся в их поведении. Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. Сложность вопроса в том, что в характере малоактивных детей на занятиях нелегко сразу разобраться. Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников, поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети не слушаются, когда к их ответам, к ним самим проявляют особое внимание. Поймав взгляд воспитателя, дети перестают участвовать в коллективной работе, начинают заниматься чем-нибудь другим: нервно теребят какие-то предметы, мнут край одежды. Педагогу лучше сделать вид, что не смотрит на них. Оценку действий нужно давать общую, всему коллективу. Когда же ребёнок освоится, его следует постепенно привлекать к самостоятельным действиям. Наблюдения показывают, что застенчивость у детей часто может быть связана с их речевыми недостатками. Боясь насмешек, дети предпочитают отмалчиваться. Проводя индивидуальную работу по исправлению произношения звуков, воспитатель помогает ребёнку приобрести уверенность в своих силах. Воспитателю нужно заранее наметить индивидуальную работу на занятиях: наметить, кого спросить, кому задать более простой вопрос, кому дать более лёгкое или более сложное задание. Заранее следует подумать над формулировкой вопросов и заданий, что очень важно для активизации детей. Вопросы и задания должны вызывать у детей уверенность, что они смогут на них ответить, выполнить их. Индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания.
Но установить доверительные отношения только на одних лишь занятиях невозможно. Ребёнок постоянно и непрерывно должен чувствовать доброжелательное отношение к себе со стороны взрослых, должен чувствовать, что ему доверяют, разговаривают с ним как с равным. Процесс установления таких отношений можно ускорить, посетив ребёнка на дому. Можно у него же дома с ним поиграть, почитать книжки, рассказать что-то интересное или попросить показать свои игрушки и рассказать о них, рассказать ребёнку о своих игрушках. Ребёнок будет знать, что воспитатель уделяет ему внимание, он ему не безразличен, он считает его взрослым, уважает его, делится с ним какими- то маленькими секретами и ребёнку намного легче будет преодолеть свой страх, свои сомнения, нерешительность, замкнутость и проникнуться чувством доверия к взрослому. Нужно привлекать ребёнка к подклеиванию книг, стирке кукольного белья. Он должен чувствовать себя необходимым взрослому, которому он помогает, который у него «спрашивает» совета, как лучше сделать, как расставить игрушки красивее и удобнее.
Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудоёмкая, она требует от воспитателя и терпения. И известного напряжения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.