Папки-передвижки

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» (2 фото)

Лобачева Надежда
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация учителя-логопеда для воспитателей

«Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Фото «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Цель: Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей „Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

План проведения:

1. Культура речи педагога.

2. Компоненты профессиональной речи педагога.

3. Требования к речи воспитателя ДОУ.

4. Игра-треннинг «Культура речи».

5. Рекомендации по наполняемости речевых уголков в группах.

I. Культура речи педагога.

К речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

II. Компоненты профессиональной речи педагога.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

1. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

• Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

2. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Она облегчает понимание речи педагога. Деффекты - невнятная, неразборчивая речь, небрежное произнесение окончаний слов («проглатывание», гнусавость.

3. Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

4. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Интонационные средства выразительности : логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, паузы (с помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, темпа (норма - 120 слов за 1 минуту). Слишком быстрая речь - при ней детям трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, медленная речь - действует на детей усыпляюще.

III. Требования к речи воспитателя ДОУ.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Речь педагога ясельных, младших групп должна быть более эмоциональна, насыщена всякого рода потешками, прибаутками, песенками, стишками.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Точность (конкретность, немногословность при подаче инструкции ребёнку) С детьми младшего возраста желательно говорить простыми, нераспространёнными предложениями.

Логичность – именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.

Уместность – соответствие речи условиям общения. С детьми используется один стиль общения, с родителями и педагогами другой (деловой).

Выразительность - является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. («килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.).

Чистота – устранение нелитературной лексики. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов (ну, это, типа, диалектных и жаргонных слов. Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «круто», «пипец», «прикол» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Наши ошибки!

Чо – что (што, ихние - их, нету – нет, оделися - оделись, пальцами – пальцами.

IV. Игра-тренинг: «Культура речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы устной речи: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения, лексические (словоупотребления, словообразовательные (словообразования и словоизменения) и синтаксические и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

1 задание

обезбаливающий-обезболивающий

мусоропрОвод – мусоропровОд

никчЕмный – никчЁмный

обеспЕчение – обеспечЕние

обОдрить – ободрИть

осУжденный – осуждЁнный

плЕсневеть – плесневЕть

полигрАфия – полиграфИя

прИбыл – прибЫл

премИровать – премировАть

принУдить – принудИть

слИвовый – сливОвый

хАос – хаОс

вероисповЕдание – вероисповедАние

грУшевый – грушЁвый

Орфоэпические нормы

Согласуйте слова:

пара (чулки, сапоги, туфли, носки) чулок сапог туфель носков

несколько (грузины, узбеки, армяне, болгары, цыгане) грузинов узбеков армян, болгар, цыган

восемь (блюдца, полотенца, щупальца) -ец

Определите род существительных назовите несклоняемые.

Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р,

тюль (м. р., вуаль (ж. р., какао (несклон., ср. р,

пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.)

Лексические нормы

Подберите нужное слово:

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Я (надеваю, одеваю) шапку.

Я (надела, одела) пальто на Свету.

Исправьте ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

2 задание

Дикция. Проговорите чисто в быстром темпе:

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Одной из важных задач нашего семинара была – проверка своей грамотности.

Воспитатель должен помнить, что непрерывное совершенствование своей речи – наш профессиональный долг, наша должностная обязанность. Наша задача – не останавливаться на достигнутом уровне, избавлятьтся от ошибок в речи, самообразовываться и самосовершенствоваться.

5. Рекомендации по оснащению развивающей среды

Для развития речи дошкольников необходима организация двух уголков, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный уголок (книжный) и уголок речевого развития.

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Возрастная группа Оснащение уголка

Ясли В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

• Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешками, объемом не более 5 листов;

• Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);

Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;

• Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

• Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);

• Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

• Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных, сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

Младшая В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

• Книги с твердыми листами;

• книги с обычной листовой структурой;

• эстампы на темы русских народных сказок.

• Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средняя В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

• Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

• Открытки для рассматривания по произведениям;

Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

• Материал для ремонта книг

Старшая • Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

Портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;

• книги, рекомендованные программой;

• Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

• Энциклопедии («умные» книжки, словари;

«Толстые» книжки;

• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

• наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

• Портреты художников – иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин);

• Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Подготовительная к школе Количество книг в уголке не регламентировано.

• книги на различную тематику (каждый ребё нок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т. д.) :

• 2-3 сказочных произведения;

• стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

• книги, которые дети приносят из дома;

• добавляются книги на школьную тематику;

• портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Речевой уголок располагается отдельно от литературного, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном уголке.

В уголке речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Рекомендации по наполняемости речевых уголков.

Наполняемость речевого уголка в средней группе

Разделы Игры

Мелкая моторика Мозаика

Шнуровка

Шаблоны под штриховку

Дыхание Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Вертушки

Фонематический слух Игра «Шумящие коробочки»

Звукопроизношение Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки, чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Лексика Картинки по лексическим темам.

Игра «Знаю все профессии»

Игра «Семья»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Расскажи про свой город».

Картинки:

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

- основными частями предметов;

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т. д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Слоговая структура Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи Игра «Назови ласково»

Игра «Один - много»

Лото «Маленькие слова»

Картинки:

- с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

- для согласования существительных с числительными.

Связная речь Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Высшие психические функции Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Игра «Четвертый лишний»

Картотеки • дыхательных упражнений;

• пальчиковых игр;

• упражнений по развитию фонематического восприятия;

• загадок.

Наполняемость речевого уголка в младшей группе

Разделы Игры

Мелкая моторика Мозаика

Шнуровка

Дыхание Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Вертушки

Фонематический слух Игра «Шумящие коробочки»

Звукопроизношение Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки, чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Лексика Картинки по лексическим темам.

Картинки:

- с изображением характерных особенностей времен года;

- предметами домашнего обихода;

- деталями предметов;

- с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов;

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Слоговая структура Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи Игра «Назови ласково»

Игра «Один - много»

Лото «Маленькие слова»

Связная речь Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Высшие психические функции Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Картотеки • дыхательных упражнений;

• пальчиковых игр;

• упражнений по развитию фонематического восприятия;

• загадок.

Наполняемость речевого уголка в подготовительной группе компенсирующей (комбинированной) направленности

Разделы Игры

Мелкая моторика Мозаика

Шнуровка

Рисуем по клеточкам

Шаблоны под штриховку

Дыхание Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Вертушки

Фонематический слух Игра «Шумящие коробочки»

Звуковой анализ и синтез (грамота) Игра «Цепочка слов»

Игра «Звонкий - глухой»

Игра «Схемы и слова»

Звукопроизношение Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки

Лексика Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ)

«Тематическое лото»

Картинки по лексическим темам

Игра «Семья»

Игра «Назови одним словом»

Картинки:

- с изображением явлений природы;

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т. д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);

- с изображением синонимов;

Слоговая структура Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи Игра «Назови ласково»

Игра «Один - много»

Лото «Маленькие слова»

Картинки:

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе.

Связная речь Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Звук, свет, вода»

Высшие психические функции Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Игра «Четвертый лишний»

Картотеки • дыхательных упражнений;

• пальчиковых игр;

• упражнений по развитию фонематического восприятия;

• загадок.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная речевая среда в подготовительной группе в соответствии ФГОС .

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.

Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с ФГОСПредметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с ФГОС Одно из главных направлений современного образования - обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной.

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Какой должна быть развивающая среда в ДОУ? Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС  Детский сад, это место,где дети получают свой первый опыт общения со взрослыми и сверстниками,проявляют свою индивидуальность и творчество. Вступивший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 18:16
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Лобачева Надежда (УИ 1346023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД