Ольга Каратеева
Консультация «Учите детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Учите детей общаться»
Каратеева О. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко»
г. Рассказово Тамбовской области
Так устроено человеческое бытиё, что, появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека; не научится ребёнок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретёт опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности.
Публикация «Консультация „Учите детей общаться“» размещена в разделах
Современным детям очень трудно договориться друг с другом, они испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности. Это сказывается на интеллектуальном и нравственном развитии (ребёнок не может понять другого, на одностороннем восприятии взрослого и, в конечном счёте, на психологической подготовленности детей к школе.
Что делать, если ребёнок существенно отстаёт от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с партнёром, а в 5-6 лет не в состоянии поддержать простой разговор? Можно ли научить его общению? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Индивидуальная работа с ребёнком – необходимое условие развития общения.
Взрослый воспринимается ребёнком как образец для подражания, поэтому взаимоотношения, складывающиеся между взрослыми и детьми в дошкольном возрасте, имеют особенно важное значение. Взрослый должен давать ребёнку образцы общения. В том случае, когда ребёнок положительно настроен на взрослого, признаёт его авторитет, происходит добровольное принятие позиции взрослого. Ребёнок не приспосабливается к требованиям, предъявляемым взрослым, и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри сферы деятельности взрослого, внутри человеческого общения и в связи с ним.
Занятия лучше начинать с того, что ребёнок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т. д. В таких играх могут участвовать и несколько детей. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх ребёнок учится ориентироваться на партнёра, сдерживать свои эмоции при неудаче. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того, на время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.
Если при выявлении уровня развития общения ребёнок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Нужно постепенно в ходе игры или после неё вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о жизни и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д. Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить ребё нка: чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру, где она живёт, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказа. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото – зоологическое, ботаническое и т. д.
Чтобы ребёнок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями, наводить на правильные ответы, стимулировать собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность ребёнка, его любознательность: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все высказывания, касающиеся основной темы разговора.
Познавательная беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самого ребёнка. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора не менялась. Для этого нужно предварительно подобрать несколько познавательных тем, интересных и доступных для ребёнка. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, в которых содержится дополнительная информация.
Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение ребёнку новых знаний, но, главное, формирование у него способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные для данного возраста вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самому ребёнку и о которых у него уже есть знания и представления. Тогда малыш может стать интересным собеседником.
Своеобразие этих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, сближает ребёнка и взрослого. Активное участие малыша в обсуждении темы говорит о его привязанности и положительном отношении ко взрослому.
Хорошей опорой для познавательного общения может стать не только иллюстративный материал, но и жизненный опыт самого ребёнка. Малыш обычно сам делится своими впечатлениями, общаясь со взрослым.
Как правило, после 8-10 подобных занятий ребёнок достаточно легко поддерживает беседу и может в течение 10-15 минут разговаривать со взрослым на познавательные темы.
Иначе должны строиться занятия по формированию личностного общения. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создавать условия, заставляющие ребёнка оценить свои действия и поступки. Сначала разговор может основываться на конкретных предметных действиях. Здесь подходит любая продуктивная деятельность детей : рисование, лепка, аппликация и т. д.
Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребёнка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребёнок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять своё мнение с мнением других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает своё отношение к результатам детской деятельности, но его нельзя навязывать как единственно верное, чтобы не подавлять инициативу ребёнка.
Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей – об их конфликтах, отношениях, поступках. После прочтения такой книги спросите ребёнка, кто из персонажей ему больше понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если он не может ответить на подобные вопросы, выскажите своё мнение и обоснуйте его. После этого следует предложить ребёнку другую историю для обсуждения. Важно, чтобы он сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения.
Постепенно можно переводить беседу с обсуждения конкретного случая, описанного в книге, к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребёнка и окружающих его сверстников. Так, спросите ребёнка, кто из его друзей напоминает ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребёнку, что в окружающей его жизни, в отношениях со сверстниками возникают те же проблемы, о которых он узнал из книги. При этом взрослый должен высказывать своё мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых. Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется во взгляде ребёнка, в его сосредоточенности, в готовности отвечать на вопросы.
Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книгах, можно перевести разговор на общечеловеческие темы (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребёнка (поход к папе на работу, просмотр мультфильма и т. д., о различных профессиях.
Продолжительность беседы зависит от желания ребёнка. Если вы почувствовали, что ребёнок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.
Опыт показывает, что через 2-3 месяца такой работы с детьми у них формируется способность к речевому личностному общению.
Самостоятельность оказывает значительное воздействие на характер общения между дошкольниками, на их положение в группе сверстников, является качеством, необходимым для осуществления взаимодействия детей на равноправных началах, стимулом к соблюдению правил взаимоотношений.