Лучший педагог года

Консультация «Учим ребенка слушать»

лилия ибатуллина
Консультация «Учим ребенка слушать»
▼ Скачать + Заказать документы

У человека можно выделить следующие виды слуха:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ в норме — ребенок слышит, на расстоянии 2 -3 метров отдельные слова, шепотную речь, отличает звук приближающегося мотоцикла от звука машины, гул вертолета от гула самолета.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ – способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков. Если ребенок двигается в такт музыки, держа в руках бубен или деревянные ложки, не нарушает ритмического рисунка песни, поет в нужной тональности, — поздравляем: у вашего ребенка прекрасный музыкальный слух.

Публикация «Консультация „Учим ребенка слушать“» размещена в разделах

Что же такое фонематический слух? Способность слышать от природы дана птицам, животным и человеку, но только человеку дана способность — говорить.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — это речевой слух, это умение слушать, способность выделять, воспроизводить и различать фонемы, то есть звуки речи.

Сформированность фонематического слуха, является залогом успешного обучения ребенка грамоте в школе. Звуковой анализ и синтез слова — это умение правильно назвать по порядку звуки в слове, различать и называть «гласные» и «согласные» звуки в словах, умение услышать «звук» и перевести его в графический символ «букву», и, наоборот, увидев «букву» правильно ее прочитать, то есть дать ей звуковую окраску.

Если пятилетний ребенок :

без ошибок повторяет чистоговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;

— называет первый звук в слове «арка», «мост»;

— может сказать, сколько звуков в слове «мак», «мост»;

Рис 1. Карточки «Мак», «Мост».

— правильно раскладывает картинки, начинающиеся со звуков «Ш»«Ж» в две стопки без ошибок;

может посчитать количество слов в предложении: «Пушистая белка сидела на елке». (В предложении 5 слов.) Это значит, что у ребенка сформирован фонематический слух.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, фонематический слух ребенка оказывается сформирован. Но если все же на приеме у учителя — логопеда, у вашего ребенка выявлено нарушение звукопроизношения в следствии несформированности фонематического слуха, надо начать занятия с логопедом. Своевременно оказанная коррекционная помощь, является залогом успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Наиболее оптимальным возрастом для начала занятий с учителем — логопедом является возраст ребенка 3-5 лет. Это наиболее подходящий период для развития психических процессов и речи ребенка. Таким образом, процесс правильного формирования звукопроизношения неразрывно связан с формированием фонематического слуха.

Дети-дошкольники очень любят играть. Игра для ребенка является основным видом деятельности. Мне хотелось бы познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование фонематического слуха.

Игры и упражнения на формирование у детей фонематического слуха делятся на два вида:

первый вид игр направлен на развитие и формирование слухового восприятия на материале неречевых звуков — это восприятие начинается с узнавания природных звуков: шума воды, ветра, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки;

второй вид игр — направлен непосредственно на развитие фонематического слуха.

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные игры и упражнения для формирования неречевого восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Игры и упражнения направленные на развитие слухового внимания и памяти.

Чудо-звуки.

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, шум морского прибоя, перезвон весенней капели, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки: какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке зимой : скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной обратите внимание ребенка на перестук капели, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра Осенью можно услышать, как шуршат листья, как барабанит дождь по подоконнику. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

Звуки природы в разные времена года

Звуки весенней природы:

Утреннее пение птиц (звуки пения птиц)

Пение лесных птиц (птицы, лягушки, сверчки)

Звуки дождя (дождь, гроза, пение птиц)

Звуки летней природы:

Звуки леса (утро, день, вечер и ночь)

По лесной тропинке к озеру (звуки леса и воды)

Шум леса (звуки леса, птиц, лягушек и дождя)

Звуки осенней природы:

Шум осеннего леса (звуки ветра, пения птиц)

Осеннее великолепие (звуки природы и музыка)

Шум дождя (звуки проливного дождя)

Звуки зимней природы:

Музыка зимы (музыка зимней природы)

Звуки зимы (завывание ветра, метель, вьюга)

Скрип снега (звуки зимнего утра в городе)

Скажи, что ты слышишь.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Фото 3. Упражнение «Скажи, что слышишь».

Угадай, что звучало.

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы — скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

Шумящие коробочки.

Нужно взять два комплекта небольших коробочек -для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем, он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую, аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Фото 4. Упражнение «Шумящие коробочки».

Что как звучит.

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы : «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

Фото 5. Упражнение «Что как звучит».

Где позвонили — определяем направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Фото 6. Упражнение «Где позвонили».

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши

Детям предлагают внимательно послушать и хлопнуть в ладоши, когда они услышат заданный звук в ряду других звуков. Например «А» — взрослый произносит «У-И-А-О-И-А-У-А». Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук «А»

Определи первый звук

Сначала детей учат слышать, определять первый звук в слове (если слово начинается на гласный звук, то звук должен стоять под ударением «облако»). Например, ИРА, ОСТРОВ, АИСТ, МАШИНА, КОШКА, РЫБА и т. д.

Где звук?

Определение позиции звука «С» в слове: в начале, в середине, в конце. Например, СОВА — НОСОК — АВТОБУС.» Дети сидят за столом, у каждого из них полоска и фишка /кружок/. Педагог или родители называют слово, в зависимости от того где слышится звук фишка ставиться в начало, конец или середину полоски.

Подбери словечко

Подбор слов с определенным звуком, например «Ш». Педагог или родители показывают ребенку картинки и называют их. Ребенок должен выбрать картинки, начинающиеся на заданный звук.

Фанты

Педагог или родители называют какой-нибудь звук и просят детей придумать слова, в которых встречается этот звук. За каждое правильно придуманное слово ребенок получает фант.

Возьми картинку

Различение слов-паронимов близких по звуковому составу. Перед ребенком лежит ряд картинок на которых изображены различные предметы. Взрослый называет слова, а ребенок кладет перед собой картин с изображением предметов. Например, ДОМ-КОМ, МИШКА- МИСКА, МАК-БАК, ЛАК- РАК.

Рис 2. Крыса-крыша, мишка-миска, лак-рак.

Телеграф

Деление слов на слоги с помощью хлопков, шагов, отбивание мячом: ВА-ТА, СО-БА-КА, БУ-СЫ. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.

Такое многообразие игровых дидактических приемов позволяет учителю-логопеду, родителям, педагогам детских садов постоянно поддерживать интерес детей к занятиям в процессе формирование фонематического слуха.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте свою речь под детскую, своевременно устраняйте нарушения звукопроизношения у ребенка и это будет залогом правильно и четкой речи вашего ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами»Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.

Консультация для родителей «Учим ребёнка хорошим манерам»Консультация для родителей «Учим ребёнка хорошим манерам» Хорошим манерам надо обучать ребёнка уже с того возраста, когда он начинает понимать обращённую к нему речь взрослого. И обучение должно.

«Учим ребёнка — слушать музыку». Консультация для родителей«Учим ребёнка — слушать музыку». Консультация для родителей Музыка начинается с тишины. Музыку можно услышать везде! (Шум дождя, шелест листьев, звон весенней капели, шорох тёплого ветерка). С.

Консультация музыкального руководителя «Учим малышей подпевать»Консультация музыкального руководителя «Учим малышей подпевать» Как научить малыша подпевать? Разучиваем с малышами песни «с голоса». Чередуем пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

Консультация музыкального руководителя «Учим малышей слушать музыку»Консультация музыкального руководителя «Учим малышей слушать музыку» Раннее музыкальное развитие вносит залог для успешного художественно-эстетического воспитания дошкольника. Дети второго года жизни могут.

Консультация «Мы учим дни недели»Консультация «Мы учим дни недели» Консультация «Мы учим дни недели» Вот и нашим малышам подошло время для осваивания более обширных знаний: времена года, месяцы, дни недели,.

Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ за.

Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…»Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…» Подготовили воспитатели: Тавинцева З. И. и Камышанская И. А. Воспитатель: Ребята, по улицам каждый день проезжает много легковых и грузовых.

Советы родителям «Учим ребенка одеваться и раздеваться» У многих родителей есть большая проблема – это научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. Для них проще и быстрее самому одеть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Учим ребенка слушать»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 19:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Учим ребенка слушать»» (включая файлы) размещена пользователем лилия ибатуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД