Татьяна Будникова
Консультация для родителей «Требования к речи первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Умение слушать и слышать других
2. Звуковая сторона речи:
Публикация «Консультация для родителей „Требования к речи первоклассника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- правильно произносить все звуки речи;
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
3. Функции языкового анализа:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас):
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например, длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
- подбирать метафоры (например, туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный)
5. Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоизменения
- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе,
падеже (например, голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например, бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.);
б) Навыки словообразования
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
- увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки –глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья)
6. Связная речь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей
действительности.