Наталья Волкова
Консультация «Требования к организации и проведению сюжетно-ролевой игры в младшей группе 3–4 года»
Консультация «Требования к организации и проведению сюжетно-ролевой игры в младшей группе 3-4 года»
Подготовила: Волкова Н. С.
Первая квалификационная категория
В младшем дошкольном возрасте – ведущая деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.
Публикация «Консультация „Требования к организации и проведению сюжетно-ролевой игры в младшей группе 3–4 года“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В то же время закладывались предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, и внимание детей переключалось с самого предмета на персонаж и сюжет. В младшей группе ребенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений, в его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя.
Взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать самостоятельно, интересен малышу как носитель разнообразной информации. Поэтому играя самостоятельно, ребенок ощущает потребность постоянно общаться с взрослым для того, чтобы тот посмотрел, выразил своё отношение к его действиям.
В сюжетной игре с использованием игрушек происходит обогащение её содержания посредством объединения отдельных действий: медвежонок моет лапы – ест – спит. Применяя методы прямого и частичного косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких игровых цепочек. Игровые цепочки могут наращиваться и образовывать различные сюжетные линии. Например, мама причесывает дочку – дочка надевает платье – мама кормит дочку – ведет дочку в детский сад.
Через режиссерскую игру ребенок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сюжетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию персонажа. В режиссерских играх отражается повседневный быт, окружающий ребёнка; происходит оперирование понятными ему представлениями. Постепенно развивается умение принимать на себя роль, говорить от лица персонажа и отражать его настроение, эмоции; ребенок овладевает ролевым поведением.
В начале развития ролевой игры ребенок ещё не называет себя именем персонажа. Сюжетно – ролевая игра позволяет детям брать на себя роль, способствует развитию мышления в плане образов и представлений. Для формирования способности вживаться в роль, в образ воспитатель учит детей сопереживать конкретному герою, комментируя игровую ситуацию и уточняя их действия.
Формированию опыта нравственного поведения способствует самодельная игра, так как у ребёнка в ходе обыгрывания различных ситуаций возникает желание подражать положительным героям, стремление быть похожим на них. На этом этапе одной из основных задач педагога является передача детям способов ролевого поведения. В этом помогают ролевые обучающие игры.
В этом возрасте дети с помощью воспитателя уже могут выделить разные наборы взаимозависимых ролей и их ролевое соподчинение (продавец – покупатель, врач – больной и т. д.). Вместе с тем необходимо знакомить их с реальным трудом людей, специально создавая ситуации наблюдения за работой взрослых, например, во время экскурсий по детскому саду. В процессе работы по расширению представлений о профессиональном труде педагог должен подбирать художественную литературу по теме, проводить беседы, обсуждать увиденное и прочитанное, чтобы выявить степень усвоения знаний и закрепить из, включая детей в ролевую игру, в которой они смогут отразить свои впечатления.
В процессе игры ребенок этого возраста использует игрушки и необходимые для игры материалы. Педагог должен помнить, что игрушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно – ролевой игры, определяя её содержание. Необходимо периодически убирать игрушки, которые долгое время служили основой для игры, и доставать другие, чтобы вызвать новые игровые замыслы. В самом начале развития ролевой игры именно игрушка является источником творческой мысли ребенка, служит организующим началом в игре. Чем разнообразнее ассортимент игрушек и игровых материалов, тем богаче игровой замысел, а следовательно, сильнее работает воображение, активнее творческие проявления детей.
Необходимо предоставлять детям возможность пользоваться атрибутами, предметами и игрушками в игровых зонах и уголках. Для игры в магазин, в больницу, в парикмахерскую, в путешествие на корабле, на машине отведенные зоны могут быть оборудованы как стационарно, так и временно и сменяться с возникновением нового игрового замысла. В младшей группе стационарных зон должно быть несколько, так как дети постепенно осваивают ту или иную территорию игры и для них важно, чтобы все имело привычное место для продолжения игры в следующий раз. В таких зонах могут располагаться модули ( неоформленные и полифункциональные предметы: бруски, кубики, кусочки ткани, камешки, детали предметов, игрушки, которые могут применяться в качестве подручного и заместительного материала.
Воспитатель должен создать такую полифункциональную предметную среду, должен позаботиться о том, чтобы дети могли соотносить свои интересы и желания, уважали чужое творчество и труд и т. д. Одной из трудностей, возникающих в подобного рода играх, является неумение детей ладить между собой.
В силу возраста детские замыслы не стойки и распадаются едва возникнув, поэтому педагог должен постоянно заботиться о формировании у детей умения вести игру, опираясь на замысел. Этому надо начинать учить их как можно раньше именно в предметно – игровой деятельности.
В совместной игре воспитатель должен научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка.
Для развития ролевого поведения и взаимодействия детей в сюжетно – ролевой игре воспитатель должен использовать литературно – художественный материал, способствующий ознакомлению с различными сюжетами, развитию умения анализировать поступки героев, улавливать на слух особенности интонаций в ролевом диалоге в различных ситуациях. Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности и способствующим введению ребенка в игровую ситуацию, его вхождение в роль.
Разыгрывание сказок, потешек, песенок позволяет раскрыть эмоциональную сферу малыша, вооружить его арсеналом игровых приёмов; помочь ему реализовать творческий потенциал, получить удовольствие от сыгранной роли. Для развертывания самостоятельной игры необходимо, чтобы у детей возникло эмоционально – положительное отношение к персонажу. После прочтения по ролям небольшого произведения взрослый дает некоторые пояснения, вместе с детьми ещё раз «просматривая» каждый образ. В беседе с детьми составляется словесный портрет персонажа. Воспитатель оставляет в комнате атрибуты, а дети организуют самостоятельную игру по произведению. При этом, казалось бы, точно следуя литературному тексту, они по-своему обыгрывают давно знакомый сюжет, используя предметы – заместители, элементы костюмов, выразительные средства.