Шувалова Алевтина Николаевна
Консультация Тема «Усвоение дошкольником звуковой стороны слова»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом наблюдения и анализа. Звуковая сторона слова рано становится объектом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает.
Публикация «Консультация Тема „Усвоение дошкольником звуковой стороны слова“» размещена в разделах
Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте. В результате работы по программе «Детство», ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается уже в младших группах. Во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, к концу года ребенок уже хорошо слышит специально акцентирующие в речи воспитателя звуки, сам пытается интонировать звук в начале слова.
В средней группе задачи значительно усложняются:
- знать и различать понятие «звук», правильно его использовать; внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов;
- знать, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими;
- различать твердые и мягкие согласные звуки;
- различать гласные и согласные звуки;
- определять место звука в слове (первый, последний, в середине);
- находить слова с заданным первым звуком (сначала на основе наглядности, затем - по представлению);
- к концу года учить анализу односложных трехзвуковых слов.
Осуществляя, работу с детьми по развитию речи предварительно, знакомим с
термином «звук». Правильное понимание этого термина поможет им в дальнейшем осознать звуковой и слоговой состав слова. Введение термина в детскую речь не должно осложняться подробным раскрытием этого понятия. Задача воспитателя -помочь ребенку правильно употреблять его при речевом общении с взрослыми и сверстниками. Для этого используются разные методы и приемы.
Обязательный игровой характер обучения делает освоение абстрактного содержания естественными и доступными. Использую уже устоявшиеся в практике обучения грамоте приемы, когда звуки речи сравниваются с природными или бытовыми звуками и называются «песенками» : песенка ветра, змеи-звук «ш», песенка жука, самолета - звук «ж», песенка мотора - звук «р», песенка насоса, водички - «с», песенка комара, колокольчика - звук «з» и т. д.
С понятием «звук» знакомим детей средствами художественной литературы. Детей учим вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки :
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь!»
Мышонок шепчет мышь:
Шуршать я буду тише»
Усвоению термина «звук» помогают такие игры, как «Повтори как я», «Узнайчей голос», «Подскажи Петрушке звук».
Например, игра «Подскажи Петрушке звук», дети должны быстро подсказать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало полностью:
На солнышке грелся черноухий котено. к
На него смотрел белолапый щено. к
Малыш попросил маму купить красный ша. р
В зоопарке жил сло. н /бегемо. т/ крокоди. л
Рассматривая игрушки или картинки с изображением животных, птиц, растений, предлагаются упражнения, которые учат детей слышать в словах разные звуки. Например, картинка «Лиса», задаются вопросы: Кто это? (лиса). Назовите это животное словом, в котором слышится песенка водички «с» (лисонька, лисица).
Когда дети овладеют термином «звук», переходим к решению следующих задач: слова звучат- состоят из звуков, звуки в словах следуют друг за другом. Необходимо научить детей слышать в слове отдельные звуки. Для решения этой задачи применяются игры и упражнения на вслушивание в звучание слов. Произносят слова медленно, отчетливо, как бы прислушиваются к их звучанию. Например, игра «Назови как я». Детям советуют выделить голосом все звуки одинаково протяжно, наглядно демонстрируя процесс последовательного расположения звуков в слове (шшаарр, ммаашшииннаа, ззввеенниитт). Такой способ произнесения помогает дошкольнику расчленить слово на звуки, и услышать, из каких звуков оно состоит.
Более сложные способы демонстрации последовательности звуков в слове осуществляются с использованием специальных пособий - звуковой линейки, моделирующей последовательное появление (исчезновение) звуков при произнесении слова. Используя звуковую линейку, демонстрируется определенная последовательность звуков, дети видят, что разные слова имеют разное количество звуков. Вначале знакомят с 2-х звуковыми словами (уж, ус).
Следующая задача средней группы - научить детей произносить слова интонационно выделяя звуки.
Прежде чем учить детей интонированию, воспитатель должен ознакомиться с правилами интонационного выделения звука в слове :
1. Звук выделять на фоне слитного произношения слова.
2. После того как он выделен, его нужно назвать изолированно, так как он слышится в слове. Например, слово мяч первый звук «мъ», в слове мак, первый звук <ш».
3. Интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произношении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова.
4. Словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в словах в разных позициях : первый, последний, в середине. Но не следует подбирать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается. Например, в слове еж последний звук слышится «ш».
Начинать обучение интонированию нужно с шипящих, свистящих звуков, а не поддающиеся протяжному произнесению согласные выделять силой голоса, подчеркнутымартикулированием. Для интонирования можно использовать стихи с часто встречающимся звуком. Воспитатель читает несколько раз стихотворение и обращает внимание на слова с часто повторяющимся звуком. Педагог произносит эти слова, выделяя звук в слове, Дети совместно с воспитателем проговаривают слова, подражая ему, потом произносят слова, самостоятельно выделяя звук.
Для формирования навыков интонирования могут быть использованы не только стихотворения, но и игры: «Чудесный мешочек», «Придумай окончание» (совместное сочинение чистоговорок за-за-за - убежала коза; зу-зу-зу - недогоним козу; зе-зе-зе - надо хлеба дать козе, «Чья песенка?» дифференциация изолированных звуков на слух, с-с - песенка водички; з-з - песенка комара; ш-ш песенка ветра).
Одна из задач средней группы умение детей различать твердые и мягкие звуки.
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных. В средней группе объяснение мягкости и твердости дается в игровой форме: твердый согласный - большой братец, а мягкий согласный - маленький братец. Например, воспитатель говорит; «Большой комар летит и звенит з-з-з (твердый звук, а маленький комар летит и звенит зъ-зь-зь (мягкий звук). Для ознакомления детей с твердыми и мягкими звуками создаются игровые ситуации. Например, вносят 2 куклы, одна кукла - одета в синий костюм, другая в зеленый. Если в слове есть звук «с», то предметная картинка отдается кукле в синем костюме, если звук «съ», то отдается кукле в зеленом костюме. Впоследствии, после ряда таких игр, дети легко усваивают действия замещения мягких согласных звуков -зеленой фишкой, а твердые согласные - синей.
Для закрепления умений различать твердые и мягкие согласные используют игры:
«Назови братца», «Игра с обручами»- на полу разложены два обруча. В одном обруче лежит большой синий кружок, в другом маленький зеленый кружок. Вне обручей разложены предметные картинки - мяч, машина и др. Дети стоят вокруг обручей, ребенок берет картинку, называет предмет с интонационным выделением первого звука и изолированно первый звук. Если это большой братец, то картинка кладется, в обруч с большим синим кругом, а если это маленький братец, то картинка кладется в обруч с зеленым кружком.
Игра «Будь внимательным» - воспитатель: «Если я назову большого братца-звук «С», то вы поднимите руки вверх и похлопаете, если я назову маленького братца - вы присядете.
Игра «Назови слова» - воспитатель предлагает назвать слова большого братца «М», затем маленького «Мь». На каждом занятии предлагаются новые звуки : З-Зъ, П-Пъ, Б-Бъи т. д.