Оксана Паламарчук
Консультация на тему «Организация игровой деятельности дошкольников в течение дня»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ"
Дети могут играть в течение всего дня как в первую, так и во вторую половину. Игры к завтраку начинаются с приходом ребенка в садик. Задача воспитателя в этот период — так рационализировать педагогический процесс, чтобы активно влиять на его ход и отношения детей.
Публикация «Консультация на тему „Организация игровой деятельности дошкольников в течение дня“» размещена в разделах
Воспитанию 4-го года жизни отдают предпочтение играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр нужны материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года приобретают оформленный характер ролевые игры, которые очень нравятся малышам.
У воспитанников 5-го года жизни опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, что разнообразит и усложняет игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям надо предоставить широчайшие возможности играть за ба жанием. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что творится.
Воспитанникам 6-го года жизни предоставляются широкие возможности для самостоятельной игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.
Игры детей в первую половину дня должны согласовываться с характером и содержанием дальнейшей работы. Так, при реализации задач познавательного или речевого развития уместными будут игры на развитие речи, внимания, воображения. Другая направленность придается играм для осуществления задач физического развития и т. п. Следовательно, руководство играми надо согласовывать с педагогическим процессом. Важно отойти от шаблонов. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая таким образом у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместными будут вопросы, советы, рекомендации.
Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительную умственную нагрузку — с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между организованными формами деятельности стоит избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игр к другой форме деятельности должен происходить спокойно и непринужденно.
Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому стоит как можно полнее использовать эти условия, чтобы питомцы могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.
Организуя игры на открытом воздухе, надо обязательно учитывать такой важный фактор, как сезонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом не предполагается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без вреда здоровью. требования к ним должны быть индивидуализированы, с учетом состояния здоровья каждого питомца, погодных условий.
Дошкольники 4-го года жизни достаточно активны, они много двигаются, однако опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и обогатить движения малышей, нужно создавать соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и т. д.). Так, весной можно организовывать различные перебежки, начиная с самых простых ("лошадки", "Кузнечики", "догони мяч", "Принеси предмет", "пошире шаг" и т. д.); подскоки и прыжки ("Прыгни выше", "коснись мяча", "Поймай бабочку"); лазание и ползание (проползти по доске, по скамье, игру "наседка и цыплята"; упражнения с обручем, катание на качелях, езда на велосипеде, игры - забавы ("прятки", "жмурки", "мыльные пузыри" и т. д.). Более целевые в этом возрасте игры с песком, строительным материалом, являющимся основой конструкторской деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создает игровую ситуацию, напрямую общается с воспитанниками, используя методы непосредственного воздействия. В то же время имеет место и опосредованное воздействие через игрушку, несложную инсценировку и тому подобное. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью (например, девочки играют в куклы, мальчики — с машинами).
Воспитанникам 5-го года жизни можно предложить для самостоятельной игры разнообразные природные материалы. Воды и песка должно быть достаточно. Также проводятся дидактические игры, связанные с движением. Это игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки. Продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр ("водители"," семья"," магазин"," железная дорога"," пилоты"," больница"," зоопарк " и т. д.). Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному влиянию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как опосредованный, так и непосредственный. Хотя умения самоорганизации игр малышей еще невелики, стоит на них опираться, корректируя в случае необходимости содержание и условия игры.
Дошкольникам 6-го года жизни можно предложить перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу придаст направленности их деятельности. Некоторые игры (у" моряков"," пилотов"," космонавтов") могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Целесообразные игры-драматизации (если план игры, последовательность действий определена заранее, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше организовать задуманную игру. Для этого достаточно беглых замечаний во время собирания на прогулку. Для лучшей самоорганизации желательно, чтобы дети в группе знали несколько игр и умели в них играть. Важен и способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки или его назначит воспитатель.
/Files/images/11.png
Игры во вторую половину дня организуют в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они участвуют в играх разных видов, воспитательные задания разнообразятся и индивидуализируются.
Летом, когда детские знания и опыт значительно обогатились, меньше времени тратится на одевание, раздевание, собирание на прогулку, есть возможность полнее удовлетворять потребности детей в игре.
Так, с воспитанниками 4-го года жизни после дневного сна организуют веселые подвижные игры, игры с песком и другим строительным материалом. Можно предложить малышам позабавиться заводными игрушками, послушать музыкальную шкатулку, поиграть в несложную дидактическую игру вроде "Отгадай, кто позвал", "узнай, что это", "кто как кричит?"Если погода ветреная, прохладная, целесообразно организовать игры с ветряными мельницами или предложить дидактические игры. Солнечным жарким днем малышам нравится купать кукол, мыть игрушки, пускать мыльные пузыри.
Летом для детей 5-го и 6-го лет жизни надо активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит упускать из виду также игры-драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки известных литературных произведений.
Дошкольникам 6-го года жизни можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связаны с учебной программой по родному языку, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету и тому подобное. Нужно активно внедрять отгадывание загадок, нахождение частей предмета и его составление, которые проводят как со всей группой, так и с отдельными детьми. В непогоду дети охотно будут играть в настольные игры (шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и т. д.). Игры забавы доколи популярны и у старших детей, их развлекают и заинтересовывают "веселые путешествия", "ловкие рыбаки" и другие. Льет к содержанию этих игр стоит отнестись вдумчиво, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям. Под вечер можно продолжить строительные и ролевые игры, начатые на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, возводить сооружения и тому подобное. Уровень этих игр значительно возрастает при условии, если воспитатель предложит задание. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых достаточно разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами игр позволяет добиться значительного успеха во всестороннем развитии детей. В это время уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это-игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-забавы. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.
Незаурядную роль в жизни дошкольников 6-го года жизни играет игра-труд с использованием продуктов трудовой и художественно-творческой деятельности. Однако, если ставится задача развивать идущие и определенные навыки (вышивание, склеивание, вырезание и т. п., то это снижает уровень самой игры, а во многих случаях приводит к ее прекращению. Поэтому для этих игр уместна такая деятельность, навыками которой дети уже обладают.
Поэтому материалы для игр всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети могли начать различные игры — строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней (например, "построение дачи", которая "переоборудуется" много раз и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которого строят сауну и т. д.).