Людмила Полонская
Консультация «Детские культурные практики в реализации образовательной программы дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта.
Формирование общей культуры ребенка закреплено за дошкольным образованием Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64)
Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми (Н. Б. Крылова). Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.
Публикация «Консультация „Детские культурные практики в реализации образовательной программы дошкольного образования“» размещена в разделах
Средством развития личности дошкольника, формирования его общей культуры согласно федеральному государственному образовательному стандарту выступают культурные практики, которые должны быть представлены в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования. Культурные практики подбираются авторами программы или разрабатываются ими самостоятельно. Следовательно, педагог дошкольного образования должен уметь проектировать и реализовывать культурные практики дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими, когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания.
Структурными компонентами культурной практики дошкольника выступают : содержание развивающей предметно-пространственной среды; содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка; предполагаемый эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок; культурные события, в которые включается ребенок; объекты культурной памяти; объекты культурного опыта; культурные умения, которые осваивает ребенок.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволить освоить культурную практику самостоятельно.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для деятельности ребенка, способствует полноценному проживанию дошкольного периода
В организации деятельности детей важную роль играет поиск баланса между предоставлением свободы действий и необходимостью передачи знаний, формирования умений и навыков, которые обеспечат ему успешное взросление, успешное вхождение в социоприродную и социокультурную среду.
Содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка
Содержание самостоятельной и совместной деятельности ребенка включает описание структуры деятельности в условиях культурной практики и ее содержание : этапы организации и реализации ребенком собственной деятельности.
Постоянно изменяющаяся социокультурная среда оказывает влияние на условия, имеющие непосредственное отношение к ребенку (игрушки, развивающее оборудование, художественная литература и экранные продукты). Это делает необходимым формирование в ребенке потребности самому постоянно осваивать новое, готовности положительно принимать перемены и активно в них участвовать, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Чтобы подготовить детей к безопасному вхождению в социокультурную среду, необходимо формировать у них предпосылки активного освоения действительности и проявления себя в ней, целеполагания и способности добиваться поставленной цели, умения заботиться о себе и о других, способности повлиять на свой мир, делая его лучше и радостнее.
Совместная деятельность характеризуется единством места, времени, действия, общей цели; осуществляется при инициативе координации и управлении действиями участников внутри общего способа действия; происходит на фоне совместных переживаний; учитывает особенности каждого участника. Структура совместной деятельности включает: единый мотив, действия по достижению единой цели, общий результат, который выражается индивидуальных и групповых оценках достигнутого.
В совместной деятельности осуществляются многие виды деятельности дошкольников, что способствует их личностному и культурному развитию.
Эмоционально-чувственный опыт, который получает ребенок
Эмоционально-чувственный опыт включает пережитые, переживаемые и рефлексируемые эмоции и чувства; эмоциональное отношение и эмоциональное взаимодействие с другими людьми; представления об эмоциях; выражение эмоций и познание чужих эмоций; навыки управления эмоциями.
Культурные события, в которые включается ребенок
Культурное событие – явление, факт культурной деятельности человека. Примеры видов культурных событий в дошкольном образовании : выставка, праздник, спектакль, просмотр мультипликационного фильма, презентация книги, спортивное соревнование, творческая встреча, конкурс, ярмарка, фестиваль, акция, социальный проект, викторина, экскурсия.
Объекты культурной памяти – это готовая социальная информация, накопленная в культуре : представления-образы (тексты, изображения, достопримечательности, нормы и правила деятельности.
Содержательное наполнение культурной памяти – это элементы нематериальной культуры : результаты социальной деятельности и мышления предшествующих поколений, выраженные в идеальной форме.
Культурная память обеспечивает связь прошлого с будущим, воспроизводит культурное содержание и актуализирует его в настоящем.
Культурная память обеспечивает подрастающему поколению знания и информацию и задает образцы социокультурной деятельности, что обусловливает понимание мира. Это делает индивида культурным.
Как показывает практика, данный компонент по разным причинам может вызывать затруднения у педагогов дошкольного образования. В этом случае считаем допустимым описание его через объекты духовной и материальной культуры.
К объектам духовной культуры С. Н. Кройтер относит культурные феномены, выраженные в идеальной форме и являющиеся элементами жизнедеятельности конкретного социума: представления, идеи, верования, ритуалы, обряды, фольклор, смыслы, научные теории и концепции, поэзия, мифы, идеологии и т. д.
К объектам материальной культуры – предметы материальной среды (культурные артефакты, выполняющие различные социальные функции: орудия труда, предметы быта, сооружения и постройки, предметы религиозных культов, произведения искусства.
Объекты культурного опыта
Объекты культурного опыта включают описание возможностей социализации ребенка и процесс усвоения мировоззренческих, эстетических и духовно-нравственных (этических) установок, описание способов сохранения и обновления культурного опыта.
Объекты культурного опыта – это нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые осваивает ребенок.
Культурные умения, которые осваивает ребенок
Культурные умения включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм.
Культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых культурных образцов деятельности и поведения.
Таким образом, культурные практики как способ организации образовательной деятельности ребенка в дошкольной образовательной организации закреплены нормативными документами федерального уровня. Сущность и содержание культурных практик раскрывается в философских, психологических, педагогических, культурологических исследованиях прежде всего через понятия «культура» и «практика».
Структура культурных практик в современных условиях определяется прежде всего через исследованиями Н. Б. Крыловой, И. А. Лыковой.
Список использованной литературы
1. 1. Лыкова, И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка / И. А. Лыкова // Педагогика искусства. – 2016. – №2. – С. 92–97.
2. 2. Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-kulturnyh-praktik-v-doshkolnom-obrazovanii