Рыбакова Юлия
Консультация «Сущность исследовательского и эвристического методов познания»
▼ Скачать + Заказать документы
Рыбакова Юлия Владимировна, воспитатель, первой квалификационной категории
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 18
общеразвивающего вида
г. Мончегорска
15.03.2012г.
Сущность исследовательского и эвристического методов познания.
«То, что не ясно, следует выяснить»
Конфуций
Консультация – деловая игра
Публикация «Консультация „Сущность исследовательского и эвристического методов познания“» размещена в разделах
Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть; чем насыщеннее разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
«Исследовательский метод – выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ»
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
1. Взрослый вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается ближайший отрезок времени.
2. Знания детям не сообщаются, или сообщаются частично. Дети добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяются сами дети.
3. Деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.
4. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
При использовании исследовательского метода форма овладения учебным материалом воспитывает у детей:
сообразительность
активность
самостоятельность
ответственность
интерес
Исследовательский метод предусматривает творческое усвоение знаний.
Его недостатки- значительные затраты времени и энергии взрослого и детей.
Эвристический метод.
«Жаден разум человеческий.
Он не может ни остановиться,
ни прибывать в покое, а порывается всё дальше»
Ф. Бэкон
Эвристический метод – это форма овладения материалом, которая включает:
постановку отдельных проблемных вопросов;
высказывание детьми своих предположений;
самостоятельность рассуждений;
расчленение общей задачи на ряд частных.
Метод получил название частично – поискового потому, что дети чаще всего не могут самостоятельно решить предложенные или возникшие жизненные или учебные проблемы от начала до конца. Поэтому совместная деятельность развивается по схеме: взрослый – ребёнок – дети – взрослый – дети и т. д.
Часть знаний сообщает взрослый, часть дети вспоминают или добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Сущность эвристического метода.
1. Знания детям не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно.
2. Педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.
3. Дети под руководством взрослого самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, ощущают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Одной из разновидностей данного метода является эвристическая (открывающая) беседа. Эвристический метод всегда связан с другими методами, особенно с объяснительно- иллюстративным.
Включение отдельных поисковых ситуаций на занятии и в бытовой деятельности повышает познавательную активность детей, постепенно приучает их к самостоятельности мышления и творчеству.
Для того чтобы дети могли искать необычное, решать возникшие познавательные задачи, анализировать, сравнивать, можно поиграть с ними в игры.