Курбатова Ирина Павловна
Консультация «Современные проблемы взаимодействия детского сада и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные проблемы взаимодействия детского сада и родителей
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного
И семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в"Концепции
дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Публикация «Консультация „Современные проблемы взаимодействия детского сада и родителей“» размещена в разделах
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами,они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте" .В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог доу -это не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. В настоящее время обозначается целый ряд проблем во взаимодействии детского сада и родителей.
1. Многие родители не имеют представления о программе, реализуемой в детском саду, поэтому часто они не прислушиваются к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт.
Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.
2. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие доу, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема : такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами и очень часто это скорее дань моде.
3. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками и сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
4. В последнее время школа стала предьявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей : «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает и совсем не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, почему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними,важна лишь подготовка к школе.
5. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Зачастую родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности,что
провоцирует развитие неврозов у детей.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог :
1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
2. Достичь понимание того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
3. Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
4. Быть эмоциональной поддержкой ребёнку в любой ситуации.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются :
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Чтобы работа имела системный характер, родителям должно быть предложено пройти анкетирование, которое на начальном этапе поможет определить, что родители знают о дошкольном воспитании, что бы они хотели узнать.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов[