Нина Мясникова
Консультация «Современные подходы к формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Современные подходы к формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
Цель: Определить основные направления работы в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- определить проблему, показать важность работы педагогического коллектива в воспитании толерантности у детей.
Публикация «Консультация „Современные подходы к формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- рассказать об основных мероприятиях в данном направлении;
- осветить результаты исследования по проблеме;
В настоящее время, на наш взгляд, особенно актуальными становятся проблемы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Вследствие перехода к новым цивилизационным ценностям в России в наши дни резко возросла напряжённость в человеческих отношениях. И мы считаем, что именно перед системой образования стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода, воспитать в детях терпимость к чужому мнению и непохожему поведению. Обращение к этой теме связано прежде всего с тем, что детский сад посещают в числе прочих и дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. наиболее уязвимые в современном мире. Работать над проблемой толерантности нас подтолкнули противоречия с которыми мы сталкиваемся в своей деятельности.
1. Проблема взаимоотношения детей в группе друг к другу – конфликтные ситуации, в решении которых требуется помощь взрослого.
2. Родители не всегда могут оказать квалифицированную помощь детям в разрешении конфликтов, в силу отсутствия такого ответа.
3. Отсутствие у родителей знаний о правах человека и ребёнка.
Поэтому такую работу необходимо, на наш взгляд, начинать с дошкольного возраста. Это период, когда у ребёнка существует, если можно так выразиться, естественная толерантность.
Перед педагогическим коллективом ДО стоит задача: воспитать детей, идущих по миру с миром. Дети, подрастая, должны знать, что их объединяет с другими, пусть непохожими на них. Они должны воспитать в себе терпимость, умение любить людей. Что же может повлиять на развитие толерантности? Мы считаем, что это должно быть воспитание у детей общечеловеческих ценностей: доброты, терпимости, чуткости и внимания к проблемам других. Формирование установок толерантного поведения у детей протекает в процессе многогранной деятельности, (играх, занятиях, в свободное от занятий время) в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают со своими сверстниками и взрослыми.
Тем не менее, формирование установок толерантного поведения – это целенаправленный процесс, предполагающий определённую систему содержания, форм, методов и приё мов педагогических действий:
организация воспитательно-образовательного процесса;
нерегламентированная деятельность воспитанников;
просветительная работа с родителями;
работа с педагогическим коллективом;
работа с сельским сообществом.
На занятиях по решению этой проблемы педагоги должны использовать методы и приёмы работы на объединение и сплочение детского коллектива, формирование терпимого и уважительного отношения друг к другу. Данную деятельность можно начать с организации правовой декады в ДО “Знай свои права и обязанности, где дети познакомяться с Декларацией прав человека”, “Конвенцией о правах ребёнка”. В ряду мероприятий в данном направлении можно провести занятия с элементами правоведения “Кто я, что я?”, “Какие у меня права” и др. Во всех группах можно организовать “Неделю добра”. В нее должны быть включены такие занятия как “Уроки доброты”, “Познай свою семью”, “Мы все в группе очень дружим”, “Азбука вежливости”, “Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я”. Акция “Подари частичку сердца”.
Каждый ребёнок видит и ощущает мир по-разному. Это отражается в его рисунках. Детские рисунки могут быть представлены на стенде “Мир глазами детей”.Вместе с этим следует уделить внимание организации творческой выставки “Золотые ручки”. Здесь могут быть представлены совместные творческие работы детей и взрослых, родителей и сотрудников детского сада. Воспитание доброго отношения друг к другу, терпимости или как мы говорим толерантности, конечно же, исходит от семьи. Деятельность любого образовательного учреждения должна быть направлена на гармонизацию отношений ребёнка со взрослым миром. Во всех группах детского сада в течение всего года должны проходить родительские собрания с приглашением специалистов. Главная тема таких собраний - “Здоровье и толерантность детей дошкольного возраста». На практических занятиях родители имеют возможность обсудить важные аспекты взаимоотношений в семье, детском коллективе и другие. Родители подготовительной группы вместе с детьми могут оформить красочные альбомы о своей семье. Примеры таких альбомов представлены на обозрение сегодня на выставочном стенде. В них отражена история каждой отдельной семьи, родственные отношения, традиции. Родители и дети могут участвовать в различных благотворительных акциях, организуемых на базе ДО и в других организациях района. Педагоги должны привлекать к сотрудничеству интересных людей разных профессий, ветеранов ВОВ, людей- инвалидов и т. д.
Недавно мы провели исследование родителей, цель которого: выявление толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, воспитывающимися в нашем детском саду. Были получены следующие результаты:
71% родителей информированы о совместном воспитании детей с особыми образовательными потребностями и нормально развитыми детьми;
86% родителей относятся положительно к совместному воспитанию;
46% родителей считают совместное воспитание эффективным;
5% – в отдельных случаях.
60% родителей за то, чтобы дети с ООП воспитывались в массовых ДОУ,
21% – в специальных ДО (очень сложные дети)
47% родителей дома внушают детям чувство уважения других.
41% – обращают на это внимание.
Результаты исследования показали, что воспитание толерантности у детей дошкольного возраста - одна из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом. В современных условиях формирование установок толерантного поведения детей выдвигается на одно из первых мест в ряду других педагогических задач, как основа гуманистического воспитания подрастающего поколения, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Перед нами, педагогами стоит важная цель: воспитать дружественных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей. Но нам всем надо помнить о том, что добро воспитывается добром и стремиться к саморазвитию и совершенствованию.