Елена Мукина
Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
Мукина Елена Петровна
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Публикация «Консультация „Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Надо воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.
Есть форма обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Таковыми стали следующие инновационные технологии :
• занимательно-игровые технологии;
• использование русских народных и авторских сказок;
• проектно-исследовательская деятельность.
Занимательно-игровые технологии
1. Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
2. Палочки Кюизенера
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет через руки ребёнка формировать понятия числовой последовательности, состав числа, отношения «больше», «меньше», «право», «лево» и т. д. Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения.
3. Блоки Дьенеша
Они помогают максимально раскрыть индивидуальный возрастной потенциал ребёнка. Также помогает достигать ряд задач с развитием познавательной сферы, формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности с учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
4. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) Отгадывая задачи математического содержания- дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок -это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
5. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
6 Использование развивающих игр, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры.
Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
В работе можно использовать множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Подобрать серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрать серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия «величина» использовать серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Даже знания детей проверять тоже с помощью игры «Готов ли ты к школе?». Дети сами просят, чтобы их знания проверили и радуются, когда за правильный ответ получают картинку с ягодкой.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике.
Дети очень активны в восприятии сказок, задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Ребёнку интересна конечная цель – помочь сказочным героям, найти клад, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.
Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Игры- задания, которые можно использовать на «сказочных» занятиях:
• "Продолжи узор" развивает наглядно-образное мышление. Для выполнения этой методики от ребенка требуется внимание и усидчивость. Эта методика относится к классу методик, развивающих школьные навыки.
• "Заполни таблицу" развитие логического мышления и внимания. Обучает детей находить закономерности в логическом построении геометрических фигур или предметов. Развивает у ребенка аналитические навыки.
• "Игра с обручами" направлена на развитие логического мышления, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.
• Игра «Фабрика» направлена на развитие умения действовать по заданному правилу.
• Игра «Что дальше?» Поиск заданной последовательности.
Развитие произвольного внимания, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
• Игра "Бусы" развивает пространственное мышление, ребенок учится анализировать и находить закономерности в логическом построении различных структур.
Сказка, её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Можно проводить занятия по математике, полностью построенные по сюжету какой-либо сказки. Это интересно детям!
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними не легко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же детям это интересно?
По ходу сюжета русской- народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. Например, дровосеки из сказки «Красная шапочка» появляются вовремя и спасают Красную Шапочку и бабушку от злого волка, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев» сумела сделать невозможное и принесла подснежники из леса в январе месяце. Золушка за свою доброту была вознаграждена и нашла своё счастье.
А на «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда СЧАСТЛИВЫЙ!
Завершается занятие всегда на весёлой, оптимистичной ноте, оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же все герои дарят что-то детям (угощения, небольшие сувениры, игру для группы, интересные книги или материал для поделок, шишки, жёлуди и т. д.)
Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопрос КАК?
• изменить
• смоделировать
• сгруппировать
• отыскать
• отгадать
• раскрыть секрет
Дети учатся логически мыслить!
А процесс обучения становиться интересным и совсем нетрудным!
Проектно-исследовательская деятельность
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Через проектную деятельность можно:
• формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности;
• закреплять знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое;
• учить детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.