Татьяна Алексеевна Ермакова
Консультация «Сопровождение семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста»
В современной педагогике два понятия «сопровождение» в контексте гуманитарного подхода.
«Сопровождение» трактуется как следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда – нибудь или идя за кем – нибудь. С. И. Ожегов
Сопровождать – провожать, сочувствовать, идти вместе. В. И. Даль.
Педагогическое сопровождение включает поддержку, помощь. Сущность
сопровождения рассматривается в нескольких аспектах:
-система профессиональной деятельности,
- создание условий, обеспечивающих естественные механизмы помощи
детям и их родителям;
Публикация «Консультация „Сопровождение семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
-комплекс мер различного характера;
-определённый процесс, имеющий конкретную цель и задачи. Губанова
М. И., Куликовская И. Э., Субботина Л. Г
Педагогическое сопровождение -это оказание человеку индивидуальной помощи в процессе воспитания и обучения, поддержка и оказание помощи ребёнку в его личностном развитии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи, оказание помощи родителям в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и повышения компетентности
родителей в вопросах развития и образования детей раннего и
дошкольного возраста, вовлечение семей в образовательную
деятельность ДОО.
В профессиональном стандарте педагога определены педагогические функции персонала дошкольного воспитания и образования. Педагог дошкольного образования должен уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
\
В «стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены ориентиры государственной политики в сфере воспитания. Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Одной из задач стратегии является обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.
Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.
Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психологочпедагогическим. вопросам семенного воспитания.
Необходимо изyчить современные подходы проблемы психолого-педагогического сопровождения и выявить эффективные формы и методы взаимодействия с семьями, воспитывающих детей раннего возраста.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семьи в воспитании детей раннего возраста.
Следует определить теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи в воспитании детей раннего возраста. Определить содержание и эффективные формы психолого-педагогического сопровождения семьи в воспитании детей раннего возраста (по запросам родителей). Разработать систему взаимодействия Д00 с семьей по оказанию помощи в воспитании детей раннего возраста
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании детей раннего возраста будет эффективным при следующих условиях:
- Разработка содержания психолого-педагогической сопровождения -семьи в воспитании детей раннего возраста.
- Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе индивидуального подхода.
- Использование современных форм взаимодействия ДОО с семьей.
Воспитатели и родители заинтересованы в решении проблем развития детей раннего и дошкольного возраста. Они направлены на взаимодействие, на совместное решение задач, родителей интересуют современные формы взаимодействия, использование информационных средств в обучении воспитателей с родителями. Воспитатели находятся в поиске современных форм взаимодействия. Для родителей детей раннего возраста актуальными являются проблемы:
- воспитания детей раннего возраста;
- капризы и упрямство детей в кризис 3-х лет;
- воспитание послушания;
- развитие самостоятельности;
- проблема раннего обучения;
- жизни детей в детском саду, его адаптация к
детскому саду.
Констатирующий этап эксперимента отчет
Цели эксперимента: Выявить особенности психолого-педагогического сопровождения семьи в воспитании детей раннего возраста
Задачи: Выявить особенности взаимодействия воспитателей с родителями.. Определить запросы родителей в проблемах воспитания детей раннего возраста.
База эксперимента: Экспериментальная работа проводится в ДОУ.
Методы исследования: Анкетирование родителей
Анкетирование воспитателей
Беседы с родителями
Цель формирующего этапа эксперимента: разработать систему Психолого-педагогического сопровождения семьи в воспитании детей раннего возраста на основе современных форм взаимодействия ДОО и семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей детей раннего возраста являются :
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье.
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания детей
на разных возрастных этапах раннего развития.
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию
и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты.
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.