Татьяна Аугайтене
Консультация «Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организация помощи в адаптации к условиям детского сада вновь поступивших детей.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Публикация «Консультация „Социально-педагогические механизмы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается норой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окру-жающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины могут быть самыми разными:
• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом
детского учреждения;
• наличие отрицательных привычек (сосание соски,
укачивание при укладывании);
• неумение "занять себя игрушкой;
• несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсут-ствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми и определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детой в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общении со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают он! к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает как, действовать той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих воз-можностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться
Научить ребенка вступать в общение со взрослым» и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного вос-питания имеют и такие факторы, teas привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая, но время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 Родам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.
Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обста-новку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Детская сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди- Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям,
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных к практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования я группе.
Представьте себе, что:
• «вы живет» в небольшом уютном городке, где все друг друга знают, нее связаны давними и арочными узами, где общие праздники и разделенное горе… И вдруг вас перевозят в большой город, в большой многоэтажный дом, где все незнакомо и непривычно. Вам говорят: «Ват ваше новое местожительство!» Вам одиноко и грустно, все вам незнакомо, одним словом, вы дезориентированы;
• вы должны в одиночку отправиться, а чужую страну, языка которой почти не знаете. Вы плохо представляете нравы и обычаи ее обитателей, опасаетесь, что там кормят только морковью и манной кашей и заставляют спать целый день. Вы уверены, что чужих там не слишком любят. И вообще не известно, вернетесь ли вы домой, увидите ли своих дорогих близких.
У взрослых такая перспектива внушила бы по меньшей мере большое волнение, многие вообще отказались бы от такого сомнительного удовольствия
ЗНАЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении - 6 месяцев, пока у ребенка еще я выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации — это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Так определено научными исследованиями.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряженное состояние, ребенок попадает, под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т. е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается В медицине как заболевание, Это состояние было описано еще в 1848 году как болезнь «тоска по дому» так называли тогда адаптацию. Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для «го дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА
В подобной ситуации оказываются дети, впервые перестудившие порог детского сада, Из привычного мира семей они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, нечему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3—4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, и основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к. этому ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию Детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дереву, готовит участок, бе-режно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, дока не приживется.
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ
Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учрежде-ние.
Для родителей
1. Когда вы приходите в детский сад, попросите познакомить вас с груп-пой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
2. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски и пения, любит находиться па руках у взрослого и т. и., так как это осложнит приспособление к новым условиям.
Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
3. Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удоб-ными, без лишних затяжек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их лома без спешки.
4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить ма-лышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
5. Хорошо, если в перные дни посещения ребенком детского сада мама сможет оставаться с ним в группе. В этот период она может быть «общей» мамой, играя не только со своим малышом, но и с другими детьми. Bсe сотрудники группы должны быть предупредительны по отношению к новичку, не обращать внимания на его вредные привычки. У ребенка должен сохраняться свободный режим. Можно привести ребенка в детский сад утром, на прогулку или перед обедом.
6. Рекомендуется укороченный день.
7. Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.
2. Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
3. Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значе-ние. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.
Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в дет-ском учреждении.
Адаптационный период считается законченным, если:
• ребенок с аппетитом ест;
• быстро засыпает, вовремя просыпается;
• играет.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:
• если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет об-щительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;
• если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.