Марина Фурсова
Консультация «Системно-деятельностный подход»
СЛАЙД 2
Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:
- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;
- в 2010 году новой информации создано больше, чем за последние тысячи лет;
- десять наиболее востребованных профессий 2010 г. не существовали в 2004 году;
-знания, полученные сегодня, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
СЛАЙД 3
- Какими же качествами должен обладать чтобы выжить в так быстро меняющемся мире?
Умение ставить перед собой цель, принимать решения;
Умение самостоятельно находить пути решения проблемы в любой ситуации;
Публикация «Консультация „Системно-деятельностный подход“» размещена в разделах
Умение делать адекватный выбор в соответствии с собственными способностями и возможностями;
Умение общаться и согласовывать свою позицию с другими людьми;
Умение заботиться о других;
Умение сохранить свое здоровье.
СЛАЙД 4
Основные задачи педагога современного детского сада связаны, прежде всего, с организацией полноценного проживания ребенком своего детства, формированием базовых основ культуры личности, всесторонним развитием психических и физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей. И вместе с тем детский сад как важная ступень образования призван подготовить ребенка к успешному обучению в школе и полноценной взрослой жизни.
СЛАЙД 5
Решить эти задачи позволяет системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее, применять в нестандартных условиях, т. е. учит детей учиться.
Суть технологии деятельностного метода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором и помощником в познавательной деятельности детей.
Немецкий педагог Ф. А. В. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Мы все делаем для того, чтобы быть хорошими педагогами в широком смысле этого слова.
СЛАЙД 6
На дошкольной ступени управление процессом самостоятельных открытий детей в варианте, адаптированном к возрастным особенностям дошкольников дает технология «Ситуация» ПЕТЕРСОН Людмилы Георгиевны.
1 этап -"Введение в ситуацию"
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?». Вопросом «хотите» педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Нужно сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность, исходя из этого у детей формируется интегративное качество, как активность. (случается, что кто-то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Можно ему предложить посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных ребят. НО при отказе от деятельности можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими, но в руках при этом не должно быть никаких игрушек. Обычно такие «бастующие» возвращаются, так как сидеть на стульчике и ни чего не делать скучно.
СЛАЙД 7
2 этап -"Актуализация"
Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.
Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо.
СЛАЙД 8
3 этап- "Затруднение в ситуации"
Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли? "-"Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя "Значит что нам надо узнать? ".
СЛАЙД 9
4 этап -"Открытие детьми нового знания (способа действия)
Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь? " воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.
СЛАЙД 10
5 этап - Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? ". Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.
СЛАЙД 11
6 этап -"Осмысление" (итог)
Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.
С помощью вопросов "Где были? ", "Чем занимались? ", "Кому помогли? " воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось? " воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось, потому что вы узнали (научились).
Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного вывода.
Итак, технология ситуация является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность.
Итак, золотые правила деятельностного подхода :
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».